Клуб юных спасателей пожарных (КЮСП)

Программа КЮСП

развернуть

       Клуб юных спасателей-пожарных является самостоятельным объединением по интересам, объединяющим учащихся школы в возрасте от 7 до 18 лет.

Главная задача клуба – дать учащимся необходимый уровень знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности, убедить их в необходимости соблюдении этих правил, научить пользоваться аварийно-спасательным оборудованием и средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации и проводить в жизнь основные задачи пожарной аварийно-спасательной службы. За клубом закрепляются шефские организации, предприятия, которые оказывают ему практическую помощь в создании материально-технической базы. На общем собрании членов клуба определяется его название, утверждаются удостоверение, эмблема, форма одежды и знаки различия члена клуба.

Организация и структура клуба

В клубе могут работать кружки пожарного и аварийно-спасательного технического моделирования и конструирования, художественной самодеятельности (агитбригады, агиттеатры), юных корреспондентов, секции пожарного спорта, фото- и киностудии, классы информатики и др. В состав каждого кружка не менее 12 человек.

       Цель: Привлечение членов клуба юных спасателей-пожарных (КЮСП) к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнём, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

         Тема 1. Цели и задачи КЮСП. Обязанности и права членов клуба

         Клуб юных спасателей-пожарных (КЮСП) создаётся для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнём, оказание помощи органам госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

         Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнём; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населённых пунктов; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

         Обязанности и права члена КЮСП.

         Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

         Советская пожарная охрана и её задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнём». Предупреждение пожаров — основное направление деятельнсти пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.

         Тема 3. Огонь — друг и враг человека.

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнём.

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнём. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнём, привести примеры тяжёлых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнём. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 4. Отчего происходят пожары.

Небрежность — основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина пожаров в электорохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.

Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нурушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 5. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах химии, физики и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней ёлки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

Тема 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

         Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

Тема 7. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содежания и порядок применения при пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

         Тема 8. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

         Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приёмных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчёта на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

         Тема 10. Что нужно делать при пожаре?

         Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, правила  предотвращения паники, эвакуации, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

         Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

         Тема 11. Прикладной спорт юных пожарных.

         Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.

 Работа объединения по интересам «КЮСП» основывается на различных видах деятельности

  • Создание уголка пожарной безопасности;
  • Изучение правил пожарной безопасности и пропаганда их в классах;
  • Встречи и беседы, экскурсии с сотрудниками пожарной охраны;
  • Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
  • Проведение практических занятий по спортивно – прикладному пожарному спорту;
  • Участие в различных конкурсах по профилактике пожарной безопасности;
  • Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Учащиеся должны: ЗНАТЬ:

* основные правила пожарной безопасности;

* причины возникновения пожаров;

* первичные средства пожаротушения;

* виды огнетушителей и область их применения;

* знаки пожарной безопасности и места их размещения;

* меры предосторожности при обращении с огнём,

* правила поведения в экстремальных ситуациях;

* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

УМЕТЬ:

* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

* пользоваться огнетушителями;

* работать пожарным инвентарём;

* различать знаки пожарной безопасности;

* оказывать первую медицинскую помощь;

*выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

 

Планирования результатов освоения курса

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при пожаре;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • способность к самооценке.

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими.

С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих универсальных учебных действий:

  • познавательныекак способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

  • коммуникативныекак способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;

работать в группе, учитывать мнение товарищей, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

свернуть
Ещё в этом разделе