Актуальность проблемы: Тема агрессивного поведения людей представляет собой одну из наиболее интересных и сложных проблем в педагогике и психологии. Люди в одних и тех же ситуациях реагируют и поступают по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно раскрыть вовремя причины агрессивного поведения и рассматривать их в коммуникации. Рано или поздно, с агрессивным поведением детей сталкиваются педагоги, родители. В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители, является поведение детей. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы. Серьезный рост детей с явно выраженным агрессивным поведением в настоящее время представляет собой одну из наиболее наболевших проблем не как для педагогов и родителей, так и в целом для общества. Вместе с тем, агрессивный ребенок создает большое количество проблем и самому себе. Зачастую в семьях родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей и не знают, как помочь ребёнку, так как не сталкивались с таким поведением.
Целевая аудитория: родители детей младшего школьного возраста.
Цель: формирование у замещающих родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Форма проведения: диалог с элементами практикума.
Вопросы для рассмотрения на заседании родительского университета.
- Причины возникновения детской агрессии?
- Как проявляется агрессия?
- Как помочь ребенку справиться с агрессивным состоянием.
Ход заседания:
Тема нашей встречи «Детская агрессивность и её причины»
Этот вопрос актуален, поскольку агрессию проявляют дети разных возростов.
Психолог Надежда Леонидовна Кряжева считает:
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.
Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.
Агрессия – это действие.
Агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, драка, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).
Для чего вообще людям агрессия?
Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.
Но при этом ребенок проявляющий агрессию, нуждаются в помоцщи взрослых.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Очень важно понять причины агрессивного поведения ребёнка, оказавшегося в новой семье, в непривычной для себя ситуации. Они чаще всего подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Вам необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «+», если нет- соответственно ответ « -».
- Часто теряет контроль над собой.
- Он не может промолчать, когда чем- то недоволен.
- Когда кто- то причиняет ему зло, он обязательно старается оплатить тем же.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что- то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чём- то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Часто завистлив, мстителен.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто- то над ним подшучивает.
- Иногда специально раздражает людей.
11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
12.Часто отговаривает взрослым.
- Приходится несколько раз повторять просьбы.
- Любит быть первым.
15 Часто винит других в своих ошибках.
16.Легко ссорится, вступает в драку.
17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
19.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность- 15-20 баллов.
Средняя агрессивность- 7-14 баллов.
Низкая агрессивность- 1-6 баллов.
Степень агрессивности своего ребёнка вы определили. Не пугайтесь, а старайтесь понять, как можно помочь своему ребёнку.
Столкновение с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители - наказывают ребенка. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агресси:
- Отношения в семье, опыт агрессивного поведения в биологической семье
- Внешняя среда (взаимоотношения со сверстниками)
- Средства массовой информации (телевидение, интернет)
- Компьютерные игры
- Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. -- Если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей, то он «заражается» их агрессивностью.
- Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.
- Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
Безразличное отношение - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.
- Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.
Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.
Коллективная работа в парах с родителями.
Выполняется упражнение «Разожми кулак». Работать будем в парах.
Инструкция «Пуговицу (или конфету) один из партнёров зажимает кулаке, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту»
Прежде, чем сделать выводы, послушайте притчу:
«Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шёл путник, и ветер сказал: « Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».
Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать
по- другому?
Рассмотрим подробнее причины проявления агрессии и рекомендации психологов.
Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для младшего школьника ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.
Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.
Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?
Следите сами за собственной речью.
Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.
Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вы вспомните ваше детство, то можно с уверенностью сказать, что вы выбирали роли положительных персонажей.
Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.
Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.
Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:
желание самоутвердиться;
защита;
от безысходности;
от несдержанности.
Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант - показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.
Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?
Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.
Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или драки, а словами.
Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.
Если Вы наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.
Иногда родители готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, порванную одежду, потерянный телефон, а то, что он пнул беспризорного котёнка, бросил камнем в птичку или щенка оставляют без внимания. При этом сами же его в некоторой степени оправдывают «он не понимает, он нечаянно, он больше так не будет».
А ту же вазу он тоже нечаянно разбил и телефон не специально потерял! Но ваза и телефон стоили денег, а котёнок и щенок по улице бесплатно ходили.
Рекомендации родителям.
Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Обычно они говорят, а мне за это всё равно ничего не будет.
Следует избегать неоправданного применения угроз, сравнивания с биологической семьёй.
Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился»
Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выкажите свои чувства, громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
Упражнение «Ты – высказывание”.
Перефразировать «Ты-вызказывание», взять часть ответственности в ситуации на себя. Родителям раздаются примеры ситуаций с «Ты-вызказывание», нужно перевести их в «Я – высказывания»
Проблема
|
Ты-сообщение
|
Я-сообщение
|
Ребенок не может выучить стих.
|
О чем ты только думаешь?
Неужели трудно запомнить?
|
Давай вмемте. Я надеюсь у тебя при старании все получится.
|
Ребенок грубо ответил Вам.
|
Когда ты научишся разговаривать?
|
Мне неприятно это слышать. Я думаю ты просто не подумал. На мой взгляд. Ты можешь быть более уважительным ко мне
|
Плохое поведение.
|
Тывсегда ужасно себя ведешь.
|
Меня обижает такое поведение, ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь сдержанее.
|
Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:
- Самим не проявлять грубости, жестокости.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.
- Постараться быть внимательными к ребенку.
Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание.
- Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение доброе слово, ласковый взгляд.
- И еще одно важное правило - ребёнку необходимо разряжаться, надо научить его избавляться от накопившегося раздражения, направить переполняющую его энергию в «мирных целях».
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении.
Разрешите ребенку:
-побить подушку или диван,
-порвать газету,
- написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное,
-мять глину, пластилин,
-кувыркаться.
Можно еще посоветовать ребёнку в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать
-несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.
А можно еще предложить:
- нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.
Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Для этого можно использовать «кастрюлю гнева», «мешок обид» и т.д. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.
Родителям предлогается выполнить упражнения для снятия напряженного состояния, которые они могут выполняять с детьми.
Упражнение «Бумажные мячики»
Цель: достижение эмоциональной разрядки.
На полу проводится «граница». РОдители делится на две команды, из газет, старых бумаг. Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
Упражнение «Воздушный шарик»
Описание. Представьте, что в Вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуйте, как он выходит из легких. Дышите и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
5.Контролировать просмотр телепередач, информации в социальных сетях.
При любой возможности - когда показывают драку, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что такое поведение неприемлемо, что это вредит другому человеку, делает ему больно.
Не учите давать сдачи. Учите хорошему, плохому научится сам.
И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным, но, ни в коем случае не физическим, а словом, взглядом, жестом, действием.
Наказывая ребенка, проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.
И в заключении я хочу рассказать Вам притчу.
О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
- Как вы ответите на этот вопрос?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Для преодоления детской агрессии в своем арсенале, каждый родитель должен иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Берегите, цените, а главное - любите своих детей! Тогда они вырастут добрыми. Порядочными настоящими людьми.
Я искренне надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы из всего услышанного, а может быть, кто-то из вас пересмотрит своё отношение к близким вам людям.
Вашему вниманию я предлагаю советы, как помочь ребёнку в случае агрессии (раздается памятка).
Список используемой литературы:
- Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.
2.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 14 классы. – М.:
ВАКО, 2008
- Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Психология. М., 1992.
- Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. 2е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
- Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов,
студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие.
М.: Владос, 1999
- Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.
свернуть