С 07.10.2023 по 27.01.2024 образовательные занятия "Скоро в школу" с воспитанниками детских садов проводит Кажушко Ирина Зыгмунтовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Фрагменты занятий:
02.
02.11.2023 в учреждении состоялся педагогический консилиум «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни».
Участниками консилиума стали: администрация, классные руководители I «А», I «Б» классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, воспитатели групп продлённого дня, представитель УМО объединения учителей начальных классов и воспитателей, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-дефектологи, медицинская сестра, заведующие и воспитатели ГУО «Детский сад №2 г.Столбцы», ГУО «Детский сад №3 г.Столбцы».
В ходе консилиума выявлены основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период. Обсуждены пути решения проблем. Определены направления дальнейшей работы с учащимися I классов.
Даны рекомендации ГУО «Детский сад №2 г.Столбцы», ГУО «Детский сад №3 г.Столбцы» педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
Совместно принято решение педагогического консилиума.
31.10.2023 учителя начальных классов Кажушко И.З.,Ивашко О.Э. и воспитатель группы продленного дня Специус Ю.М. посетили занятия трудового обучения в ГУО "Детский сад N2 г.Столбцы" и "Детский сад N3 г.Столбцы".
В детском саду N2 посмотрели работу воспитанников по теме "Аппликация. Корзинка с грибами", в детском саду N3 по теме "Аппликация из бумаги в технике обрывания "Гриб". Учителя и воспитатели дошкольных учреждений обсудили проведённые занятия,сделали их самоанализ,приняли совместные решения по улучшению качества проведения занятий по трудовому обучению. Воспитатели предоставили возможность учреждению познакомиться с будущими школьниками и их успехами по трудовому обучению.
19.10.2023 состоялось совместное методическое объединение учителей начальных классов, воспитателей учреждения и воспитателей из ГУО «Детский сад №2 г.Столбцы» и ГУО «Детский сад №3 г.Столбцы».
Совместное заседание прошло по теме «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Трудовое обучение» в условиях преемственности дошкольного и начального образования».
В рамках практического блока учителя начальных классов и воспитатели посетили уроки трудового обучения в первых классах у учителей Карсюк Анны Геннадьевны и Данильчук Ольги Анатольевны.
Затем была предоставлена возможность бывшим воспитанникам из ГУО «Детский сад №2 г.Столбцы» и ГУО «Детский сад №3 г.Столбцы» встретиться и побеседовать со своими воспитателями, рассказать им о первых успехах и неудачах в школе.
Деловой разговор продолжило заседание педагогов по актуальной в рамках преемственности теме.
Образовательные занятия «Скоро в школу»
с детьми от 5 до 6 лет в условиях преемственности дошкольного учреждения и начальной школы
в 2023/2024 уч. году
В учреждении образования будут организованы платные образовательные занятия «Скоро в школу» для 27 (двадцати семи) будущих первоклассников. Занятия будут проводиться в субботние дни.
Занятия «Скоро в школу» будут проходить с 7 октября 2023 года по 25 мая 2024 года:
07.10.2023 - 27.01.2024 - учитель начальных классов Кажушко Ирина Зыгмунтовна,
03.02.2024-25.05.2024 учитель начальных классов Ивашко Ольга Эдвартовна.
Расписание занятий:
1. |
8.30-9.05 |
Знакомство с окружающим миром |
каб.№106 |
2. |
9.15-9.50 |
Развитие речи и обучение грамоте |
|
3. |
10.00-10.35 |
Формирование математических представлений |
|
4. |
10.45-11.20 |
Изобразительное искусство |
Зачем нужна подготовка к школе?
Что включает в себя понятие «готовность к школе»?
Быть готовым к школе – значит быть готовым к ней со стороны трех сфер:
- физиологической(здоровье, физическое развитие, развитие мелкой и крупной моторики)
- психологической(эмоционально-волевая, коммуникативная сферы)
- познавательной(внимание, память, мышление, воображение, речь).
По сути, те трудности, которые испытывает ребенок, находясь в группе детского сада, перейдут с ним за школьную парту. Поэтому, воспитатель и педагог-психолог детского сада являются вашими помощниками, которые могут рассказать о вашем ребенке очень много. Ведь они наблюдают его долгое время в условиях детского коллектива. За это время ребенок успевает проявить себя с разных сторон, в том числе с тех, которые он может не демонстрировать дома с родителями. Поддерживая контакт с воспитателем и педагогом-психологом, вы сможете вовремя обратить внимание на возникающие трудности и использовать это на благо дальнейшего развития ребенка.
Итак, предположим, у ребенка низкий уровень развития каких-либо функций познавательной сферы. Тогда у вас есть как минимум три варианта действий.
Первый вариант: вы можете посещать с ребенком занятия подготовки к школе, на которых с ребенком в игровой форме будут проводить занятия на развитие внимания, памяти, мышления и т.д. Правда, здесь нужно быть осторожным и следить за позитивным отношением ребенка к занятиям, контролировать отсутствие перегрузки. В противном случае, у ребенка может сформироваться негативное отношение к занятиям и к будущей учебе. Помните, что дошкольное детство, все-таки, предназначено для игры, а не для целенаправленной учебы.
Второй вариант: вы можете не водить ребенка на занятия подготовки к школе, и заниматься с ним дома. Список игр для развития познавательной сферы вы можете попросить у педагога-психолога детского сада, который посещает ваш ребенок или составить самостоятельно, используя специальную литературу. Этот вариант сэкономит вам бюджет, избавит от необходимости возить (водить) ребенка на занятия (а это тоже время), но потребует от вас времени и энегрозатрат на обучение ребенка в игровой форме.
Третий вариант: вы можете не водить ребенка на занятия подготовки к школе, при этом уделить дополнительное внимание ребенку в период освоения им программы первого класса. В школе начинают обучение с самых азов, оно не является теоретически сложным, осваивается постепенно и не оценивается педагогом при помощи бальной оценки. Огромный плюс этого варианта – возможность ребенка вдоволь наиграться перед школой. Но, как говорит детский психолог Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Рассмотрим, что же может происходить с ребенком, в результате чего снижается его готовность учиться (его любознательность, природное любопытство, естественный интерес к жизни, который изначально огромен у каждого ребенка)? Обычно это проблемы, лежащие в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах (мы не будем рассматривать здесь нарушения в сфере психического здоровья). Об этом вы также узнаете на консультации психолога по результатам диагностики готовности ребенка к школе. И в этом случае ребенку вряд ли помогут (а могут и усугубить проблему) занятия подготовки к школе. Приведем пример для наглядности. Предположим, ваш ребенок застенчивый, не умеет постоять за себя, не проявляет активности ни в играх, ни в познавательной деятельности. Что изменится, если такой ребенок будет посещать занятия подготовки к школе? Даже если его научат писать, читать и считать, ребенок, скорее всего, не сможет успешно учиться, т.к. в следствии вышеописанных трудностей будет очень некомфортно чувствовать себя в детском коллективе. Практически все его внимание и энергия будут направлены на эти сложности и попытки защититься от них.
Другой пример. Если ребенок проявляет агрессивность, демонстративное непослушание, он будет постоянно получать замечания от учителя, сталкиваться с ответной агрессией и непринятием одноклассников, с наказанием родителей. Его внимание будет направлено на то, чтобы во что бы то ни стало быть правым, отстоять любой ценой свою точку зрения (особенно, если родители не проявляют уважения к ребенку, не показывают, что он значим, его мнение важно для них). Согласитесь, в такой ситуации сложно быть успешным в учебе, даже если пройти занятия подготовки к школе.
Поэтому, вышеописанные проблемы должны решаться комплексно, с участием педагога-психолога. Более того, у психолога будет больше шансов помочь изменить ситуацию в лучшую сторону только при активном сотрудничестве с родителями. Поэтому, родителям важно быть готовым посмотреть на трудности ребенка с позиции семейной системы в целом. Педагог-психолог поможет увидеть, какие факторы семейной системы ведут к возникновению сложностей у ребенка. Педагог-психолог поможет ответить на вопросы: «Что я как родитель могу делать по-другому, чтобы ребенок чувствовал себя лучше?», «Как я помогаю/мешаю ребенку развивать свой потенциал?», «Каковы мои ресурсы как родителя и достаточно ли их для ребенка?», «Как я справляюсь с возникающими лично у меня трудностями?» и др. Самоустранённая позиция родителя, когда он приводит ребенка к педагогу-психологу и говорит что-то вроде: «Мой ребенок не умеет себя вести (непослушный, агрессивный, ленивый, тревожный, застенчивый и т.п.) – сделайте с ним что-нибудь» не способствует решению проблемы. Ребенок – всегда часть и отражение семейной системы. Но, даже в случаях, когда родители не готовы принимать активного участия в психологической работе, для ребенка лучше посещать педагога-психолога. Бывают случаи, когда педагог-психолог является единственным человеком, дающим ребенку пережить опыт принятия, который станет для него поддержкой и определенной опорой в жизни.
Помните, что в старших группах детского сада воспитатели в игровой форме активно готовят детей к школе (за что им огромное спасибо!). Если в семье ребенка царит атмосфера любви, взаимоподдержки, уважения, ребенок сможет легко усвоить общеразвивающую программу детского сада и этого будет достаточно для того, чтобы быть готовым к школе.
Родителям важно быть готовым к школе (пройти школьный путь вместе с ребенком) не меньше, чем ребенку. Родителям важно:
- понимать, что для ребенка переход из садика в школу является стрессом (перестройка режима дня, новые требования, правила, коллектив, нагрузка), который важно помочь пережить;
- быть готовым помочь, поддержать ребенка; активно сотрудничать с учителем и терпеливо решать возникающие трудности;
- помнить, что первоклассник только учится учиться, он только начинает перестраиваться с игровой деятельности на учебную, это будет происходить на протяжении всего первого класса. Поэтому, важно не перегружать ребенка, продолжать уделять много времени играм и прогулкам;
- самим больше читать, повышать родительскую компетентность. Понять, что происходит с вашим ребенком помогут книги:
И. Млодик «Приобщение к Чуду или Неруководство по детской психотерапии», «Ограниченные невозможности. Как жить в этом мире, если ты не такой как все», «Мужские разговоры. Книга для пап и сыновей», «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога»;
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», книги Л.Петрановской.
Помните, что ответственность за понимание потребностей ребенка лежит на взрослом. Не бывает плохих потребностей, бывают неадекватные способы их достижения. Например, потребность ребенка быть значимым может неадекватно удовлетворяться в демонстративных протестах, непослушании; потребность во внимании может удовлетворяться в снижении успеваемости (в этом случае ребенок получает пусть негативное, но всё же внимание родителей, что лучше безразличия) и т.п. Задача взрослого – понять, какая важная потребность не удовлетворяется, и помочь ребенку начать использовать более подходящие, конструктивные способы её удовлетворения (в приведенных выше примерах на родителях лежит ответственность за то, чтобы начать уважительно относиться к ребенку, уделять ему внимание; а ребенка важно научить в уважительной форме проявлять свой гнев, в вежливой форме просить уделить ему внимание).
Ответы всегда рождают новые вопросы. Мир ребенка, как мир любого человека – это целая вселенная, которую бывает нелегко, а до конца и невозможно понять. Но, мы можем быть рядом с нашими детьми, оставаться друзьями и пытаться их понять. А это уже очень много!
28 сентября в I «А» и I «Б» классах состоялись уроки-праздники «Посвящение в ученики», которые подвели итоги 20 дневного учебного курса «Введение в школьную жизнь».
Ребята вспомнили основные правила школьника-первоклассника, читали стихи и пели песни о школе. С гордостью и ответственностью дали клятву школьника.
Сказочные герои Мальвина и Буратино вызвали улыбки и радость у ребят!
В гости к первоклассникам пришли дошкольники из ГУО «Детский сад №2 г.Столбцы» и из ГУО «Детский сад №3 г.Столбцы».
В завершении урока-праздника учащиеся I «А» и I «Б» классов в торжественной обстановке получили свидетельства первоклассника и первую учебную книгу Букварь. Ребята были счастливы, став настоящими первоклассниками.
Радостные эмоции переполнили ребят-первоклашек!
Успехов, трудолюбия, легкости в освоении школьных наук пожелали ребятам учителя первых классов Карсюк Анна Геннадьевна и Данильчук Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебной работе Старовойтова Людмила Георгиевна.