ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)
Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Примерная тематика мероприятий «Школы Активного Гражданина» в 2020/2021 учебном году представлена в таблице. Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.
№ пп
|
Дата
проведения
|
Тема единого дня информирования
|
1.
|
24.09.2020
|
«Моя Беларусь: независимость, суверенитет, справедливость»
|
2.
|
22.10.2020
|
«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка»
|
3.
|
26.11.2020
|
«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»
|
4.
|
17.12.2020
|
Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)
Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)
Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)
|
5.
|
28.01.2021
|
«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»
|
6.
|
25.02.2021
|
Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)
Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность»
|
7.
|
25.03.2021
|
«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь)
|
8.
|
22.04.2021
|
«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции)
|
9.
|
20.05.2021
|
Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года»
Вариант 2. «Помнить ради будущего»
Дополнительно: «Беларусь ‑ спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 7 ‑ 23 мая)
|
Итоговый ролик района о проекте ШАГ
13 мая 2021 года для учащихся 8-11 классов прошел единый день информирования «ШАГ» на тему «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны). Ребята познакомились с содержанием информационных блоков «Перед памятью время бессильно», «Республиканский культурно-патриотический киномарафон «Смотри и помни»», которые сопровождались мультимедийной презентацией.
В начале мероприятия вспомнили с учащимися о подвиге тех, кто защищал Брестскую крепость, тех, кто первыми приняли бой. Ребята вспоминали и героев нашей малой Родины. С учащимися поговорили о важности сохранения памяти о событиях войны, чтобы подобное в истории больше не повторилось.
Второй блок нашего мероприятия был посвящен «Республиканскому
культурно-патриотическому киномарафону «Смотри и помни» (посвященный 80-летию начала Великой Отечественной войны). В настоящее время создано огромное количество кинокартин. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники, которые не оставят никого равнодушным. Так же есть фильмы, созданные современными кинематографистами. За 75 послевоенных лет их было снято великое множество. Ребята вспоминали названия кинолент, которые смотрели.
Учащиеся на некоторое время погрузились в атмосферу военного времени.
С каждым годом отголоски войны, становятся все тише. Но слова «Перед памятью время бессильно» высечены в сердце каждого учащегося.
22 апреля 2021 года прошло очередное мероприятие республиканского проекта ШАГ – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года». В рамках этого мероприятия ребята напомнили, что 9 мая – День Победы. Для белорусов это священный праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам – всем, кто приближал Победу.
Война длилась 1 418 дней и ночей и началась на белорусской земле 22 июня 1941 года. На страну обрушился удар невиданной силы. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате войны наций. Гитлеровцы провели в Беларуси свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5 454 деревни. Трагическим символом массового уничтожения мирного населения стала деревня Хатынь, в которой были убиты 149 жителей и сожжены 28 дворов. Судьбу Хатыни разделили 618 деревень, 188 из них не были восстановлены.
На территории Беларуси существовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. В их числе четвертый по величине в Европе лагерь смерти Тростенец, где было уничтожено более 200 тыс. человек.
В боевых действиях в годы войны участвовало 34,4 млн. советских военнослужащих, в том числе более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси. За мужество и героизм свыше 300 тыс. из них награждено орденами и медалями. 444 воинам присвоено почетное звание Героя Советского Союза, из них 88 участникам подполья и партизанского движения в Беларуси, 70 человек стали полными кавалерами ордена Славы, 4 белоруса – дважды Героями Советского Союза.
Осенью 1943 года началось освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 23 сентября был освобожден Комарин – первый районный центр на территории Беларуси. Вклад белорусского народа в Великую Победу, в дело разгрома фашизма получил признание во всем мире. Международная конференция, созванная 27 апреля 1945 года в Сан-Франциско для образования ООН, приняла решение о включении БССР в число стран‑учредителей этой международной организации.
В летописи Беларуси не было битвы более жестокой, чем Великая Отечественная война, не было подвига значительнее, чем подвиг советского солдата, защитившего Родину от врага, спасшего человечество от нацизма. Память о страшной войне и Великой Победе не может угаснуть: она навечно вписана в историю Отечества и каждой белорусской семьи. Пережитая трагедия и достигнутая Победа – вечный источник боли и горечи, гордости и славы белорусского народа.
7 апреля 2021 года прошло мероприятие в рамках республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений». На встрече присутствовали гости: Николай Николаевич Башко, начальник главного управления по образованию Минского Областного исполнительного комитета, Людмила Марьяновна Стонько, начальник управления по образованию, спорту и туризму Столбцовского районного исполнительного комитета, Александр Мартинчик, благочинный Столбцовского округа, протоиерей кафедрального собора Святой Праведной Анны г.Столбцы, Кручко Алексей, дьякон кафедрального собора Святой Праведной Анны г.Столбцы.
В ходе первого этапа ШАГа «МЫ УЗНАЁМ» ведущие Дударевич Анна, учащаяся XI класса, и Губанов Максим, учащийся IX «А» класса, познакомили всех присутствующих с содержанием информационного блока: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений».
«Мы, белорусы, народ с красивой душой. За каждым профессиональным или личным достижением стоят в первую очередь трудолюбивые и честные люди». Это выдержка из речи Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко на церемонии вручения премии «За духовное возрождение», которая прозвучала в ходе работы в видеофрагменте и стала частью информационного блока.
В ходе второго этапа ШАГа «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» модератором ток-шоу (заместитель директора по воспитательной работе Чиневич М.А.) было организовано обсуждение информации, полученной в ходе первого этапа ШАГа. В ходе обсуждения были подняты следующие вопросы: Как современной школе способствовать сохранению духовных и культурных традиций белорусского народа в то время, когда мир становится всё более космополитичным, а границы культур стираются? Каково Ваше отношение к дистанционному обучению? Какой предмет в школе для Вас был самым важным? И другие.
В целях реализации третьего этапа ШАГа «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся школы приняли участие в акции «Зелёный двор», приуроченной республиканской добровольной акции «Неделя леса». На территории школьного двора высадили кустарники хвойных пород.
25 марта 2021 года прошел седьмой ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Оно возродилось в нелегкие годы, когда новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, изменили свои геополитические и стратегические приоритеты. 2 апреля Республика Беларусь и Российская Федерация отмечают День единения народов Беларуси и России. Этот выбор обоснован исторически и социокультурно. Наши народы сформировались в лоне единой восточнославянской цивилизации.
Высший орган Союзного государства – Высший государственный совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. Высший государственный совет определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства.
Председатель Совета Министров назначается Высшим государственным советом Союзного государства. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
За годы существования Союзного государства были реализованы и продолжают осуществляться десятки программ. В первую очередь, они связаны с наукой, обороной, безопасностью и социальной сферой. Есть также разработки в области энергетики, экономики, сельского хозяйства и, конечно, политики. Ключевым проектам внутри Союзного государства уделяется особое внимание.
В марте 2021 года в формате видеоконференции прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, где обсуждались вопросы реализации и создания проектов и программ Союзного государства в социальной сфере.
Участники заседания рассмотрели перспективы создания и реализации совместных программ и проектов Союзного государства. Сейчас на стадии согласования в министерствах и ведомствах Беларуси и России находится проект Союзного государства «Совместное обучение учащихся Республики Беларусь и близлежащих областей Российской Федерации в Полоцком кадетском корпусе», разработку которого ранее поддержали депутаты. Реализация проекта планируется в два этапа в период с 2022 по 2027 год.
25 февраля 2021 года прошел шестой ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «В единстве народа – сила независимого государства». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что единство Беларуси – это ключевое условие сохранения независимости, бережного отношения к историческому наследию и приумножению того лучшего, что уже было сделано.
Единство народа – залог процветания и достижения самых привлекательных целей. В наших силах посмотреть на себя со стороны и постараться оставить будущим поколениям в память о предках процветающую страну – страну больших возможностей и великих свершений.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 64 утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2021 году Года народного единства (далее – план). Планом предусматриваются мероприятия по консолидации общества, сплочению белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны:
расширение конструктивного диалога в обществе и вовлечению в него молодёжи;
укрепление межконфессионального мира и межнационального согласия, совершенствование работы с белорусами зарубежья;
сохранение и популяризация традиций, наследия и исторической памяти белорусского народа;
благоустройство населенных пунктов и др.
В рамках плана подрастающему поколению предоставляется возможность принять участие в следующих мероприятиях:
всебелорусская молодёжная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», посвящённая Году народного единства;
встречи, конференции, интернет-форумы с участием представителей органов государственного управления, работников различных отраслей экономики и социальной сферы, ветеранов войны и труда по ознакомлению молодёжи с достижениями Республики Беларусь в социально-экономической, научной, спортивной, культурной сферах;
республиканские конкурсы среди молодёжи на лучшие медиаресурсы патриотической тематики;
республиканский проект «Гродно – молодежная столица Республики Беларусь 2021»;
республиканская экологическая акция «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны»;
всебелорусская акция «Мы – граждане Беларуси!»;
национальный детский форум «Беларусь – страна возможностей!»;
волонтерские акции, направленные на оказание бытовой помощи одиноко проживающим ветеранам, инвалидам, пожилым гражданам, а также благотворительной помощи лицам, нуждающимся в дорогостоящем медицинском лечении (республиканская акция «Год народного единства – год добрых дел» и др.);
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, посвященные Году народного единства.
28 января 2021 года прошел пятый ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Белорусская наука6 в ногу со временем». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Наука в Беларуси – мощная интеллектуальная индустрия.
Белорусские ученые вносят существенный вклад в развитие экономики страны. Конкурентоспособность экономики зависит от наличия высокотехнологичных производств и внедрения инноваций.
Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, интеллектуальным и экспертным центром, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций.
НАН Беларуси обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных исследований по основным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук, а также выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации.
Белорусские научные разработки успешно внедряются в машиностроении, приборостроении, энергетике, микробиологии, медицине.
Среди приоритетных направлений развития инноваций в стране – ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, промышленные биотехнологии, наноматериалы и новые источники энергии, медицина и фармация, информационные и аэрокосмические технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, экология и рациональное природопользование.
22 декабря 2020 года прошел четвертый ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что Годом малой родины был объявлен 2018 год в Беларуси. Об этом Президент Александр Григорьевич Лукашенко заявил 9 февраля во время торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим работникам аграрной отрасли республики.
Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины для каждого человека. «Она многолика. Для одних – это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других – кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», – отметил Александр Григорьевич Лукашенко.
Наша общая Родина – красивая, мирная, независимая и процветающая Беларусь. За годы независимости облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились в разы. Это не только внешний вид, но и создание комфортных условий для жизни белорусов вне зависимости, в городской либо сельской местности они проживают.
Красота и комфорт разных уголков региона, в том числе областного центра, – не рекламный ход для привлечения гостей. Уют и социальная инфраструктура нужны, прежде всего, для самих жителей. Именно для могилевчан в последние годы был обустроен большой парк Подниколье, поменялась въездная группа в город со стороны Минска и одна из центральных площадей города – площадь Славы.
Всё, что мы делаем в жизни, мы делаем для себя. Помня об истоках, по мере сил и возможностей вкладывая их в свою малую родину, будь то улица, двор, деревня, город, – мы делаем это для себя. Чтобы краше становилась наша Родина, чтобы дети и внуки гордились ею, чтобы оставались традиционными белорусские ценности…
26 ноября 2020 года прошел третий ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что за последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения.
Растущая роль СМИ в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики. Ее главным механизмом выступает правовое регулирование деятельности СМИ. С одной стороны, государство стремится создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.
Закон о СМИ основан на таких принципах, как достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, защита нравственности, соблюдение норм журналистской этики и общепринятых норм морали.
Масс-медиа выполняют роль посредника, который формирует у человека систему оценочных суждений, жизненную позицию, создаёт общественное мнение.
Постоянное взаимодействие с медиатекстами, без которого не существует современной культуры, породило особый вид культуры – медиакультуру.
Если выступать в роли потребителя, то необходимо: знать, что такое информация и медиа; уметь искать информацию и проверять её достоверность; уметь критически оценивать контент; уметь безопасно использовать и распространять информацию с соблюдением нравственных и правовых норм.
Если выступать в роли создателя, то необходимо: знать, что такое информация и медиа; понимать меру ответственности за свои действия в средствах массовой информации и коммуникации; уметь обрабатывать информацию с помощью разных технологий; уметь создавать и распространять медиа тексты с соблюдением нравственных и правовых норм.
Мы живём в очень насыщенной информацией среде. За месяц современные медиа производят столько информации, сколько человек XVII в. не получал за всю жизнь. Если в XX в. информация ещё являлась ценностью и её необходимо было уметь добывать, то в XXI в. в первую очередь необходимо уметь фильтровать и ставить барьеры для избыточной информации и фейков (ложной информации). Увеличение объёмов информации привело к потере доверия к ней. Это связано с тем, что в социальных сетях отсутствует свойственная печатным изданиям проверка информации на достоверность. В результате достоверная информация и фейки стоят в одном ряду и между ними трудно найти отличия.
22 октября 2020 года прошел второй ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Организация Объединенных Наций – это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна. В июле 2011 года число стран, входящих в ООН, достигло 193. За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена.
Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско по завершении Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации и вступил в силу 24 октября 1945 года.
Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем, связанных с улучшением условий жизни бедных людей, борьбой с голодом и болезнями, ликвидацией неграмотности; в обеспечении уважения прав человека; помощь странам в достижении этих целей.
Организация Объединенных Наций не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и разработки стратегий по вопросам, которые касаются каждого из нас.
В этом процессе все государства – члены ООН – крупные и малые, богатые и бедные, вне зависимости от политического устройства и социальных систем – имеют право голоса. Организация Объединенных Наций дает странам возможность в условиях всеобщей взаимозависимости соблюдать национальные интересы при решении международных проблем.
Деятельность системы ООН направлена на содействие уважению прав человека, сокращение масштабов нищеты, борьбу с болезнями и охрану окружающей среды. Организация Объединенных Наций возглавляет международные кампании по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом.
ООН и ее учреждения занимаются проблемами продовольственной безопасности, оказывают помощь беженцам, направляют работу по борьбе со СПИДом, занимаются вопросами окружающей среды, космического пространства и морского дна.
24 сентября 2020 года прошел первый ШАГ этого учебного года – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8 – 11 классов на тему «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность». В рамках этого мероприятия ребята узнали, что каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.
Совесть часто называют формой самоконтроля и самооценки с позиции соблюдения моральных норм. Внешним же регулятором поведения человека в соответствии с моральными нормами является общественное мнение. Свою моральную оценку действиям других люди выражают в виде одобрения или осуждения, похвалы или порицания.
Школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет более безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.
Особое место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Целью школьной службы медиации является урегулирование школьных конфликтов, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов. В состав школьной службы медиации обычно входят учащиеся-медиаторы и куратор, прошедшие специальное обучение.
Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками и их законными представителями по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
свернуть