Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г.Столбцы"
Время консультаций педагога-психолога:
Вторник |
17.00-18.10 - для законных представителей |
Среда |
14.00-15.00 - для учащихся; 1700-1810 - для педагогов |
Четверг |
15.00-16.30; 17.00-18.00 - для педагогов |
Пятница |
16.00-17.30 - для учащихся |
Суббота |
13.30-14.45 - для законных представителей |
Время консультаций педагога социального:
Понедельник |
15.00-16.00 - для учащихся |
Вторник |
17.00-18.00 - для законных представителей |
Четверг |
10.00-11.00 - для учащихся |
Пятница |
14.00-16.00- для педагогов |
Суббота |
9.00-10.00 - для законных представителей и педагогов |
Рекомендуемое поведение родителей для профилактики развития компьютерной зависимости детей:
4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.
5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете.
6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".
7.Заметив компьютерную зависимость у ребенка, не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения.
8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важны ваши совместные занятия с ребенком (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).
9.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. А если ваших детей интересуют онлайновые игры на определенную тематику, предложите им их аналог. Таким аналогом может стать чтение книг на ту же тему.
10.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.
Что можно делать родителям, если вы узнали, что ребенок состоит в группе в социальных сетях, которая может на него негативно повлиять.
свернуть
Рецепты по борьбе с отрицательными эмоциями неконструктивно-застойного характера, способствующие в избавлении от таких малоприятных, а для некоторых и смертельно опасных, состояний уныния, растерянности, депрессии:
ВЫГОВОРИТЕСЬ!
Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют "жилеткой". Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).
НАПИШИТЕ ПИСЬМО!
Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен.
Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.
СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК!
Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле -"подарив" себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода "подарки" нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.
ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ!
Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь "ближнему", вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.
РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ!
Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица соответствующая известной русской "Утро вечера мудренее!". Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.
"НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!"
Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано -пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!
свернутьУважаемые родители. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника"
Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Новые правила
Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологическая зрелость
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленным целями и намерениями. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизни ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Вера в свои силы, в возможности ребенка, ежедневное родительское участие в эмоциональной и школьной жизни ребенка, терпение помогут преодолеет все трудности школьной жизни.
Памятка родителям первоклассников
Советы психолога
Педагог-психолог Варочкина О.П.
свернуть
Вы старше, вы мудрее, а потому избегайте конфликтов, не провоцируйте своего отпрыска на грубость, даже когда очень хочется дать достойный отпор и показать, "кто в доме хозяин". Будьте терпеливы и не отвечайте на грубость наказанием или запретами. Поверьте, подросток сам мучается от непонимания своих поступков и неумения владеть собой.
Объясните ему, что происходящие в его сознании процессы, переживания, свойственны всем молодым людям, независимо от национальности и места проживания. Каждый человек - неповторим. Надо принимать себя таким, каков ты есть, ценить себя, свою личность, свою индивидуальность.
Вы увидите, что физическая зрелость намного опережает его психическое развитие. Вас возмущает диссонанс между внешней взрослостью и детскими рассуждениями, безответственным поведением. По мере взросления это несоответствие сгладится, а пока терпите и не срывайтесь, не усугубляйте и без того сложного положения подростка. Он сам ощущает противоречивость, двойственность своего положения:
Стремление завоевать мир разбивается о недостаток знаний и отсутствие жизненного опыта.
Родители требуют принятия важных решений и серьезных поступков и в то же время опекают по мелочам.
Желание обрести финансовую независимость не находит практического воплощения, и приходится каждый раз просить денег у родителей.
Какая уж тут самостоятельность и взрослость! Это порождает массу проблем, решить которые самостоятельно подросток не может.
Агрессивность – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния тревожности, страха).
Причины появления агрессии:
- соматические заболевания или заболевания головного мозга;
- особенности воспитания ребенка в семье;
- характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.
В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо строгость, либо снисходительность. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются у мягких, и чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. Всем известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.
Портрет агрессивного ребенка
Легко распознать ребенка с признаками агрессивного поведения. Он нападает на, обзывает и бьет, отбирает вещи, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчивается так, как хотелось бы родителям и ребенку, но как следует – он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».
Агрессивные дети очень часто подозрительны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувства преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Такой ребенок: часто теряет контроль над собой; спорит, ругается со взрослыми; специально раздражает других людей; винит других в своих ошибках; часто сердится и отказывается делать что-либо; завистлив и мстителен; чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые раздражают его.
Рекомендации
ПОМНИТЕ!
СОЧУВСТВИЕ И ПОДДЕРЖКА –
СОВСЕМ РЯДОМ!
Если Вы говорите себе: «Мне плохо»
Иногда просто паршиво на душе – и непонятно, почему. Нехорошо – и всё. И пытаешься развеселить себя как-то. Посмотреть смешной фильм или общаться больше с друзьями и отвлекаться от неприятных мыслей. Но от этого вовсе не уменьшается плохое настроение и не становится хорошо. Хочется внутренних изменений – избавиться от негативных чувств, только вот непонятно, как это сделать. Главное понять, что мы действительно многое (даже почти всё) можем изменить в своей жизни, если только захотим.
Просто ответьте себе сейчас на следующие вопросы:
Почему Вам плохо?
ШАГ 1
Первое, что нужно сделать, это понять, почему Вам нехорошо. Даже если, кажется, что видимых причин нет, помните, что на самом деле они всё же есть. И бесполезно пытаться объяснить своё состояние «сезонной депрессией» или «просто упадком сил». Вы ведь знаете в глубине души, что это не так!
Всё дело в том, что, ссылаясь на какие-то внешние обстоятельства, человек – парадоксально! – делает себя беспомощным в сложившейся ситуации – становится жертвой (ведь это не он ситуацией сейчас управляет, а внешние силы). И только когда он согласится, что способен изменить что-то, он обретает внутреннюю силу, уверенность, становится хозяином своей жизни в самом главном смысле этого слова. Именно поэтому сначала отыщите причину своего плохого состояния внутри себя, а не снаружи – и только потом переходите к следующему шагу.
Что делать дальше?
ШАГ 2
Теперь задайте себе вопрос: «А достаточно ли у меня сейчас ресурсов, чтобы сделать что-то с найденной причиной самостоятельно?» Чтобы очень скоро вместо: «Мне плохо», сказать, что всё замечательно и просто супер?
Да?
Так чего же Вы ждёте, воплощайте эти изменения в жизнь!
Нет?
Тогда запишитесь/обратитесь к психологу и не стесняйтесь этого. Ведь само признание того, что проблема есть, является признаком большой внутренней силы. Многим не позволяет это сделать собственная гордыня. Не попадайтесь в её ловушку, будьте сильнее! Зачастую консультация психолога – это единственно верное решение, которое позволяет Вам в своей жизни ещё очень, очень долго не произносить слов: «Мне плохо!».
Ваша жизнь в Ваших руках, и она у Вас одна.
Не позволяйте себе быть несчастным!
На заметку:
«Мне плохо» – слова, которые говорят о том, что пора воспользоваться помощью психолога.
«Мне плохо» – мысль, которая приходит рано или поздно к каждому человеку. Это Нормально.
Куда можно обратиться за помощью?
ГУО «СПЦ Столбцовского района» г. Столбцы, ул. Социалистическая, д.21, тел. 5-12-27
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ – 8017 17 5 23 63 Центр здоровья подростков и молодёжи г.Столбцы
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ – 8017 17 2 16 06 УЗ «Столбцовская ЦРБ»
ТЕЛЕФОН психологической помощи – 801717 51604 ГУ «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения» ул. Социалистическая 40. г. Столбцы
Республиканская (круглосуточная) «Детская телефонная линия» 8 801 100 1611, 8 017 263 03 03
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 8 017 270-24-01, 8029 899 04 01 (МТС, с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер. Телеграм, Ватсап)
Республиканский центр психологической помощи г. Минск ул. Чюрлёниса, 3, +375 17 300 1006
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8‑801‑100‑8‑801
Помощь оказывается БЕСПЛАТНО и АНОНИМНО! ПОМНИТЕ: МЫ С ВАМИ!
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»
КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Столбцы, 2021
свернутьПомогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.
Уважаемые родители. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника"
Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленным целями и намерениями.Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизни ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Вера в свои силы, в возможности ребенка, ежедневное родительское участие в эмоциональной и школьной жизни ребенка, терпение помогут преодолеет все трудности школьной жизни.
Дорогие родители! Учеба для ребенка 6-7 лет – сложный умственный труд, который требует многих усилий. Но он будет значительно облегчен, если на помощь придут хорошо развитые ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ и ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Самым простым и эффективным средством развития этих психических процессов является игра.
Есть множество игр, которые не требуют особых затрат времени. В них можно играть по дороге домой, стоя на автобусной остановке или в очереди, во время поездки в транспорте (особенно, если она обещает быть долгой). Эти игры не только окажут своё развивающее воздействие, но и помогут скоротать время, сделают ваше с ребенком общение приятным, радостным и содержательным.
Вот некоторые из этих игр:
Игра «Эхо»
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.п. Пусть ребёнок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали.
Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их.
Игра «Что пропало?»
Подберите несколько любых предметов (от 5 до 8-10), которые можно найти под рукой. Пусть ребёнок внимательно посмотрит на эти предметы и назовёт их. Затем он закрывает глаза, а вы в это время прячете один из предметов в карман. Снова посмотрев на предметы, ребёнок должен определить, чего не хватает.
Не забудьте поменяться ролями.
Спрятать можно и несколько предметов, но после того, как игра освоена.
Игра «Угадай, что это»
Задумайте какой-либо предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Чтобы облегчить задачу, можно описать признаки предмета и то, как его используют. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.
свернуть«Что нужно знать родителям о суициде»
Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени, внимания и понимания.
Рекомендации родителям
по предупреждению детских и подростковых суицидов
Телефоны доверия в Минске:
Что могут сделать родители
для профилактики суицидального риска у подростков
Для предупреждения подростковых суицидов можно сделать многое.
Исследование ученых показало, что почти половина учащихся делятся своими депрессивными переживаниями с родителями. При этом многие самоубийства подростков происходят дома, причем родители часто находятся буквально в соседней комнате. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным фактором в их желании покончить с собой.
свернуть
Игромания у детей, признаки и способы борьбы
С младенчества ребенок познает окружающий мир с помощью игр. В дошкольном и школьном возрасте разные игровые методики помогают детям выучить и освоить массу необходимых знаний.
С приходом в нашу жизнь компьютеров, Интернета и электронных технологий появилось понятие “виртуальной реальности”. Запрограммированный виртуальный мир игр привлекает все больше и больше детей самого разного возраста. Увлеченные захватывающими сражениями, яркими путешествиями, красивыми персонажами, маленькие геймеры живут играми, предпочитая проводить время не со сверстниками в активных контактных играх на свежем воздухе, а за компьютером.
Компьютерные игры создают вид психологической зависимости, когда теряется ощущение реальности, происходит отделение от общества. Эмоции и общение ребенок находит не в реальной жизни, а в Интернете и вымышленных мирах.
Основные симптомы зависимости:
Как избежать этого?
Время, проводимое детьми за компьютером, не должно превышать 1 часа в сутки. Следует постоянно контролировать, чем занимается ребенок в Интернете, а также просматривать историю поиска. Не стоит приобретать отдельное устройство, ведь компьютер может понадобиться остальным членам семьи, что является важной причиной отвлечения ребенка от игрушки. Взамен игр всегда стоит предоставлять другой способ хорошего проведения времени. Здесь помогут разные кружки и спортивные секции, как альтернативу, можно предложить компьютерный класс, где проводится обучение профессиональной работе на компьютере. Если дети имеют награды за какие-либо достижения, их стоит держать на почетном месте в комнате и демонстрировать гостям. Следует не запрещать дружбу ребенка с другими детьми, разрешать их походы в гости друг к другу.
Когда родители не справляются с проблемой, или не имеют достаточно возможностей проконтролировать увлечения своего ребенка, есть основания для того, чтобы прибегнуть к услугам специалиста. Детские центры реабилитации эффективно проводят лечение игромании (лечение наркомании, лечение алкоголизма), помогают ребенку избавиться от зависимости виртуального мира, наладить общение со сверстниками, завести любимые хобби и другие полезные увлечения.
Своевременное обращение в реабилитационный центр обязательно для детей любого возраста для лечения игромании, а также, для лечения наркомании и лечения алкоголизма у подростков. Это поможет в дальнейшем избежать более серьезных проблем, связанных с нарушениями психологического состояния ребенка, неустойчивостью и легкой возбудимостью нервной системы.
Рекомендации родителям
ПРОФИЛАКТИКА АЗАРТНЫХ ИГР У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В целях профилактики развития зависимости к азартным играм рекомендуем родителям: 1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания. 2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам. 3. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный плод всегда сладок». 4. Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков. 5. Проводите свободное время вместе: играя, активно отдыхая, выполняя домашние дела.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.
В настоящее время в школах, по мнению Л.И. Колесниковой (Россия) имеются программы по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:
В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.
Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи – группах. Профилактическая работа по исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.
Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:
свернуть
Пассивное курение и здоровье детей
Ни для кого уже не секрет, что пассивное курение ни чем не лучше активного, а посему уважаемые курящие, берегите окружающих вас людей, особенно если это ваши дети. Пассивное курение оказывает значительное отрицательное воздействие на функцию легких, и приводит к уменьшению жизненной емкости легких, объема форсированного выдоха за одну секунду (ОФВ1) и снижает показатели пик–флуометрии (индекса оценивающего функцию внешнего дыхания) на выдохе в среднем на 5 -10%.
В качестве изучаемой выборки использовали группу, состоящую из пятидесяти детей в возрасте от 6 до 15 лет, у которой оценивали показатели функции внешнего дыхания. В анамнезе детей и их родителей не было ни бронхиальной астмы, ни каких-либо других аллергических заболеваний.
Тридцать три ребенка из этой группы постоянно подвергались воздействию табачного дыма, будучи в естественных домашних условиях, в то время как семнадцать детей были лишены такого воздействия.
В результате проведенных исследований выяснилось, что в группе “пассивных курильщиков” показатели функции внешнего дыхания были значительно ниже, чем в контрольной группе. Не удивительно также и то, что индексы дыхательной функции снижались тем сильнее, чем больше сигарет выкуривали родители.
Итак, подведем итог, объективных доказательств, вредности табачного дыма предостаточно и их стало еще на одно больше. Результаты ранее проводимых исследований свидетельствуют о том, что табачный дым - это серьезная ноша для здоровья детей, и не каждый из них справится с ней без потерь. В свою очередь, пассивное курение грозит более тяжелым течением заболеваний детского возраста, а, кроме того, увеличивает риск развития бронхиальной астмы, хронических обструктивных заболеваний легких, бронхитов и других заболеваний дыхательной системы уже во взрослом возрасте. Следует отметить, что смертность от заболеваний органов дыхания стоит на одном из первых мест во многих странах мира. В настоящее время, по данным статистики, 70 % детей проживают в домах, где есть, по крайней мере, один курильщик. Исходя из этого, следует приложить максимум усилий, для того, чтобы уменьшить это негативное воздействие на детский организм и дать им шанс расти в более чистой окружающей среде.
Уважаемые родители! Примите эти сведения на вооружение и определитесь, стоит ли вашим детям, самим того не желая, пассивно курить вместе с вами. Подумайте, насколько ценно для вас здоровье ваших детей и есть ли смысл рассказывать им о вреде активного курения, попыхивая очередной сигареткой?
свернуть
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
свернутьСтрах – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
свернутьУважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
свернуть