Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г.Столбцы"
Становление функций речи человека
Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью.
В речи можно выделить ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе неодновременно. По мере развития ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них сохраняется на всю жизнь, постепенно усложняясь и совершенствуясь.
Периоды развития речи
1-й период - до рождения ребенка
Восприятие чужой речи. Находясь в утробе матери, дети хорошо слышат и ее и окружающих. Есть мнение, что в это время речь активно записывается в банк памяти ребенка, подобно тому, как любой звук фиксируется на магнитной ленте: быстро, без искажений и без осмысления. Эту версию поддерживают не все специалисты, однако практически все считают, что взрослым надо общаться с неродившимся ребенком (вступать с ним в контакт вербальными и невербальными способами), тогда его развитие будет более благоприятным.
Становление собственной речи. До рождения дети никаких звуков не издают, но, даже родившись недоношенными, умеют кричать и плакать.
2-й период - от рождения до 4 месяцев
Восприятие чужой речи. В это время идет активное поступление речи в банк памяти. Чтобы запись была полноценной, взрослые говорят в нормальном ритме и темпе, соблюдая общепринятые литературные нормы. Мозг ребенка фиксирует не только слова, но и мелодику речи, которая позже остается как национальный акцент.
Становление собственной речи. С первой минуты после рождения ребенок, даже глубоко недоношенный, начинает общаться с другими людьми и в первую очередь с матерью. Единственными доступными ему способами общения являются плач и крик. О речевой функции крика неоднократно говорил Л.С. Выготский. Он подчеркивал, что крик представляет собой целую мысль. Он призван информировать взрослого о неблагополучии и управлять его поведением (подойди, накорми, смени пеленки, возьми на ручки).
Развитие речи тормозится, если мать придерживается принципа не подходить к кричащему ребенку, чтобы не приучать его к рукам. Потребность в материнском внимании выражена у младенца очень сильно. До рождения он ощущал мать всей поверхностью тела, слышал ее голос, биение сердца, разные звуки в кишечнике, и вдруг все мгновенно исчезло. Ребенок оказался в незнакомой среде. Ему страшно, он призывает мать криком, и та должна немедленно оказаться рядом. В этом случае собственная речь ребенка, хоть и простая по форме, приобретает важный смысл: с ее помощью он может обратиться к матери и получить ее защиту. Если она на призыв не реагирует, речь лишается смысла, становится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.
3-й период - от 4 до 10 месяцев
Восприятие чужой речи. Запись речи продолжается по прежнему механизму, поэтому к речи взрослых предъявляются те же требования.
Инновация. Ребенок начинает соотносить отдельные слова с объектами реального мира. Значит, для его нормального развития взрослые должны называть все окружающие объекты и проговаривать все свои действия.
Становление собственной речи. Звуковое разнообразие речи становится богаче. Сохраняются ее прежние функции — информирование о неблагополучии и управление поведением взрослых. Добавляются новые — сообщение о приятных моментах. Управление поведением взрослых способствует формированию таких ценных качеств личности, как воля, умение выразить свои желания, способность настоять на своем.
Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут выполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация станет бесполезной, а плач для привлечения внимания к неблагополучию приобретет нежелательные оттенки (назойливость, чрезмерную требовательность, истеричность или бессилье). Из-за этого в характере ребенка закладываются такие нежелательные черты, как беспомощность, грубость, озлобленность, бессердечие. Их основой являются недоверие к взрослому и страх перед миром.
4-й период - от 10 месяцев до 3,5 лет
Восприятие чужой речи. Речь взрослых должна стать более медленной и четкой. Одни и те же фразы необходимо проговаривать несколько раз. Это облегчает их запись в банк памяти. При частом использовании детских вариантов слов они запоминаются вместе с правильными, и позже ребенку придется дифференцировать их самому.
Инновации. Во-первых, это превращение слов из звукового раздражителя в символ (код) реальных объектов. Символьное значение слов закрепляется за счет активного привлечения ребенка к различным действиям: Покажи кису; Покажи как птичка летает.
Во-вторых, к 3,5 годам появляется возможность управления поведением ребенка с помощью слова. Если на первом году жизни он реагировал только на физические и эмоциональные раздражители (тихо — громко, нежно — грубо), то теперь возникает смысловое восприятие. Поэтому важнейшим условием является сообщение только той информации, в истинности которой ребенок может убедиться самостоятельно. Использование поощряющих и запрещающих слов без подкрепления реальными событиями делает невозможной связь «код — событие» и, как следствие, ведет к отрыву речи от реальности. В памяти ребенка слова события окружающего мира начинают существовать сами по себе. Последствия бывают тяжелыми.
Становление собственной речи. В этот период ребенок активно осваивает язык. В 10— 12 мес. он произносит отдельные слоги и слова, к 3 годам формируется фразовая речь. Слово окончательно приобретает функцию символа, и ребенок начинает пользоваться им самостоятельно.
Успешность этого процесса зависит от активного общения с близкими. Чтобы помочь ребенку, взрослый своим поведением показывает, как ему это приятно и интересно. Собеседники общаются глазами, сопровождают речь улыбкой и другими невербальными реакциями: это помогает ребенку овладевать речью. Ее формирование нарушается, если мать слушает ребенка с каменным выражением лица и быстро прерывает общение.
Кроме того, важен правильный выбор тем для разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только о себе и о самом ближнем окружении.
5-й период - от 3,5 лет до 7 лет
Начиная с этого периода, восприятие чужой речи (общение) и становление собственной идут параллельно.
Инновация. В 5-й период происходит становление разговорной речи. Важнейшей предпосылкой является формирование к концу 4-го периода понятия «Я» и чувства собственности. Любой диалог подразумевает поляризацию: Это я, а это ты. Без ощущения себя как самостоятельной личности ребенок разговорную речь не освоит.
«Свое» — это территория, где человек находится под защитой. Чтобы чувствовать себя уверенно, в «своем» нуждается не только малыш, но и взрослый. Без «мое» нет «Я». Следовательно, главным фактором, тормозящим развитие речи на данном этапе, служит несформированность понятий «Я» и «мое». Это происходит, если взрослые под предметом хорошего воспитания лишают ребенка права:
На первый взгляд может показаться, что отказ от назиданий нарушит формирование дисциплины. Однако психологи неоднократно подчеркивали, что прямые запреты никогда не давали положительных результатов. Искусство воспитания заключается в умении сделать так, чтобы ребенку самому захотелось следовать общепринятым нормам, а это бывает в том случае, если он чувствует уважение со стороны взрослого. Ребенок знает, что его не прервут, не продемонстрируют его глупость, извинят за невольные ошибки. Он добровольно посидит тихо и не будет вмешиваться в разговор, если имеет собственные интересные дела и совершенно уверен в любви взрослых. Систематически нарушает правила поведения тот, кто изо всех сил пытается отвоевать себе место в социуме и в пространстве, а взрослые, под видом воспитания, методично разрывают все связи, которые он пытается установить.
Из других факторов, негативно влияющих на формирование речи, можно назвать следующие:
— взрослые много рассказывают и читают, но не дают возможности говорить ребенку, не выслушивают его;
— если ребенок по своей инициативе пытается завязать разговор, его слушают со скучающим или раздраженным выражением лица, смотрят мимо, подчеркивают примитивность его суждений, не помогают взглядом при возникновении затруднений.
При нормальном общении на 4-м году жизни формируется достаточно богатая речь и привычка смотреть собеседнику в глаза, реагируя на невербальные сигналы. Детям, лишенным личных прав, присуща отрывочная речь, обилие звукоподражательных слов, назойливость, неприятное поведение.
Управление поведением других людей сохраняется, но внешне оно должно претерпеть существенные изменения. Если ранее ребенок имел право выражать свои желания криком, то теперь предметом особой заботы взрослых становится обучение его просьбе, обоснованию, доказательству.
Очень важен правильный выбор тем для разговора. Круг интересов ребенка быстро расширяется. Его начинают интересовать глобальные проблемы: как мы растем, как появился первый человек на Земле, где кончается Вселенная. Если взрослые продолжают говорить только о ближайшем окружении (что ел, как спал и т.д.), нарушается становление мыслительных процессов и, как следствие, тормозится развитие речи. Через несколько лет интерес к подобным вопросам сам заменяется школьными и житейскими проблемами.
Как следствие вышесказанного, меняется информационная функция речи. На 5-м году жизни ребенка можно начинать обучать без опоры на наглядность, передавая знания об объектах, с которыми он никогда не встречался. Взрослым следует с интересом выслушивать собственные умозаключения ребенка об общих закономерностях и скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.
Наконец, еще один важный фактор, который должен появиться на 4-м году жизни, — это сверстники. По сравнению со взрослыми, разговаривать со сверстниками и легче и труднее. Чтобы товарищ понял желаемое, ребенок старается делать речь более ясной и четкой. Совершенствуются способы общения: товарищ не обязан тебе подчиняться, но и командовать не имеет права — оба равны. В то время как по отношению к взрослому ребенок занимает подчиненное положение.
6-й период - после 7 лет
В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее.
Инновация. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.
Когда дети сталкиваются с ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные задачи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать морально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений. Уважая ребенка, он сохраняет за ним право на ошибку.
Развитие речи нарушается, если у ребенка нет никаких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренирует его самостоятельность. Некоторые просто не выносят активности ребенека порицают за допущенные ошибки, требуют совершения действий только по своему указанию (Не делай, пока я не скажу; Разве я тебе разрешила?).
7-й период - после 12 лет
Инновация. Если на предыдущих этапах речь формировалась нормально, после 10—12 лет слово становится инструментом словесно-логического мышления. Данная функция возникает в онтогенезе последней. Ее зачатки видны ранее, но теперь человек должен пользоваться ею постоянно.
К нарушению формирования словесно-логического мышления предрасполагают следующие условия:
Положение усугубляется, если аналогичные условия создаются и дома: родители не озабочены проблемными ситуациями, и даже стараются решить их вместо ребенка, лишают его права на ошибку и возможности проверить истинность своих умозаключений на практике. При таком воспитании одни дети становятся пассивными и безынициативными, другие — агрессивными и грубыми. Ребенок не учится думать. Торможение развития внутренней речи неизбежно тормозит и внешнюю.
Инволютивный период
Распад речи в пожилом возрасте происходит в обратном порядке. Вначале исчезает способность к словесно-логическому мышлению. Позже человек перестает воспринимать новые знания, преподнесенные в вербальной форме.
Возрастная деградация делается явной, когда исчезает возможность управления поведением человека со стороны других людей. Вскоре может потеряться связь между словом и объектом; человек станет забывать слова, путать их значение. Потом он перестанет узнавать людей и предметы; объем активного словаря сократится вплоть до полной потери речи.
На последней стадии онтогенеза человек может утратить членораздельную речь и снова, как на первом году жизни, издавать отдельные звуки, у которых сохраняются две исходные функции: информация близких о своем состоянии и просьба о помощи. И наконец, сознание отключается.
Развитие речи в дошкольных учреждениях
Осуществлять работу по развитию речи в дошкольном учреждении сложнее, чем в домашних условиях. Такие распространенные методы, как описание объекта, рассказ по картинкам и пересказ, обладают общим принципиальным недостатком: они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью можно «поставить звуки», но трудно развить эмоциональную, яркую, образную речь. У нее исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребенка. Развивающий эффект этих методов ниже, чем у живого диалога. У воспитателя же нет возможности общаться с каждым ребенком по нескольку часов в сутки. Поэтому так необходимо взаимодействие педагогов с родителями и активное вовлечение их в образовательный процесс.
Как любая другая функция речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мать не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятнее общаться не с ним, а с подругами и родственниками, его речь будет не полноценной. Дефекты звукопроизношения — еще не катастрофа, их исправит логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту она не станет инструментом мышления, и личность ребенка будет существенно обеднена.
Основные положения о становлении функции речи:
Учитель-дефектолог ПКПП Загуста Н.Н.
свернутьАвтоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приемов
Автоматизации звуков — один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. Эти игры позволяют добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.
Варианты предлагаемых игровых сюжетов отличаются разнообразием, и по тематике соответствуют акустическим ассоциациям ребенка. Ему предлагают покормить голодного щенка, помочь кенгуренку найти свою маму, представить себя капитаном корабля, который спешит на помощь доктору Айболиту. Закрепляя произношение свистящих звуков, можно отталкиваться от следующих образов: [с] —- «бежит вода из крана», «едут санки с горки» «кто-то идет по снегу», «соловей поет песни», «стрекоза машет крыльями», «стрекочет кузнечик». Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р’] могут сопровождаться такими звуковыми сравнениями: «раскаты грома», «старт космической ракеты», «щенок Рекс просит косточку»^.
В процессе игры у ребенка появляется возможность проявить свои лучшие личностные качества, задействовать работу речедвигательного, ре-чеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь ускоряет процесс введения звуков в речь. Активное использование ребенком двигательного анализатора необходимо, когда ребенок перемещает фигурки по игровому полю или добавляет элементы к рисунку или, наоборот, стирает с игрового поля «отработанные» изображения.
Игровые пособия отличаются простотой и доступностью, их подготовки. Игровое поле — это лист альбома или картона фор-мата А4, элементы «декорации» вырезаются из цветной бумаги, картона или изображаются в упрощенно-графическом стиле толстым фломастером и располагаются на игровом поле. В некоторых случаях игровое поле ламинируется или помещается в прозрачную папку- файл, на поверхности которого маркером на водной основе добавляются нужные изображения. По ходу игры ребенок стирает их мягкой стороной маркера. В качестве персонажей используются мелкие игрушки по тематике.
Автоматизация звуков [р], [р’] в слогах, словах, предложениях
Кенгуренок
Понадобится игрушка кенгуру с кенгуренком из «киндер-сюрприза». В правом нижнем углу игрового поля изображена пальма, к ней в виде линий и кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке фигурка кенгуренка останавливается, и ребенок проговаривает нужную лексическую единицу.
Инструкция. Кенгуренок потерял маму. Он сможет найти ее, пройдя этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуками [р], [р’]. Начинать игру со слов: «Мама Ру, мама Ру, все равно тебя найду». В конце игры появляется фигурка мама Ру.
В зависимости от задач инструкция изменяется.
Гром и молнии
Понадобятся файл, фломастер на водной основе, вырезанное изображение солнышка. Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображены тучи. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.
Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно и мы сможем нарисовать молнии.
Щенок Рене
Понадобятся фигурки собаки и щенка. На игровом поле расположены изображения косточек. При отработке произношения ребенок передвигает любую фигурку от косточки к косточке, «угощая щенка». При произношении твердого звука [р] ребенок «угощает» большую собаку, мягкого [р’] —- щенка. При отработке других групп звуков достаточно поменять клички собаке и щенку.
Инструкция. Щенок Рекс давно не ел и проголодался. Угости его косточкой. Рекс так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пес Ар
темой. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук [р] — угощаешь Артемона, звук [р’] — Рекса.
Рыбки
Понадобятся вырезанные фигурки рыбок синего и зеленого цвета. На игровом поле изображен водоем (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребенок, произнося слово, помещает в пруд рыбку одного цвета, при дифференциации — рыбок двух цветов.
Инструкция. Решили рыбки отправиться в путешествие и заблудились. Помоги им вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться в озеро, если ты правильного проговоришь слова.
Космодром
Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [Р’]. Игровое поле расположено по вертикали и оформлено под «звездное небо». Понадобятся вырезанные из картона фигурки ракет. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в слогах, словах, двигая при этом фигурки ракет по игровому полю.
Инструкция. На космодроме стартуют ракеты, они поломались и не могут взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произнеси р- р-р, затем договори слово.
Автоматизация звука [ж]
Жук
Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.
Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова (слога) нарисуй жуку на спинке кружочки.
Бабочка
Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип тот же, что и в игре «Жук».
Автоматизация звуков [ш], [щ]
Ежик
Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой ежик без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ежику иголки.
Инструкция. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ежик под кустом и вздыхает [ш-ш-ш]. Нужно вылечить ежика и вернуть его иголочки. Вспомни и произнеси слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребенок повторяет слово только со звуком [ш], подрисовывая после этого ежику иголки.
Шарики
Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изображены воздушные шары синего и зеленого цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребенок подрисовывает к шарикам ниточки.
Инструкция. Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесешь звук.
При дифференциации [ш], [щ] ниточки «привязываются» к синим или зеленым шарам.
Автоматизация и дифференциация звуков [с], [с’] Чьи следы?
Игровое поле оформлено под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребенок, проговаривая слова или слоги, передвигает игрушку по следам и узнает, кто прячется за “деревом. Перед тем как фигурке (картинке) появиться, произносятся слова: «Кто за деревом сидит, покажись, появись?» Появляются фигурки (картинки), в названии которых присутствует отрабатываемый звук. Ребенок определяет место звука в данном слове, составляет с ним предложение. Выполняются различные задания по сло-воизменению и словообразованию в зависимости от целей занятия.
Починим кран
Игровое поле помещено в файл, на нем изображен кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются.
Инструкция. Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не бежала, и мама могла отдохнуть.
Саночки
На игровом поле изображена снежная горка, из синего и зеленого картона вырезаны санки. Во время произношения ребенком слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При дифференциации звуков ребенок должен использовать санки нужного цвета.
Инструкция
Первый вариант. Жили-были саночки, все любили на них кататься. Когда санки катились с горки, все слышали с- с-с. Саночкам очень нравился этот звук. Но однажды саночки устали всех катать и перестали скользить по снегу. Какой звук поможет саночкам «вернуть силы»? Вспомни слова (слоги) с этим звуком, и саночки снова покатятся с горки.
Второй вариант. Однажды дети пришли на горку и увидели, что саночки теперь не одни, у них появился младший братец. Катались с горки они теперь по очереди. Услышат в словах (слогах) звук [с], скатываются синие саночки, звук [с’] — зеленые. Слушай внимательно звуки и отгадай, саночки какого цвета покатятся с горки?
Бусы
Первый вариант. На игровом поле изображена нитка с бусами, бусы занимают половину нитки и расположены в определенной цветовой после-довательности. Остальные «бусинки» вырезаны из картона тех же цветов, что и на нитке. При произношении слов (слогов) ребенок выкладывает на нитку вырезанные «бусинки» в нужной цветовой последовательности .
Второй вариант. При дифференциации звуков задается сине-зеленая цветовая последовательность. Размер и форму «бусинок» можно менять в зависимости от поставленных целей.
Инструкция
Первый вариант. У мамы порвались любимые бусы. ПОМОГИ их собрать. «Бусинки» будут держаться на ниточке, если услышат в словах (слогах) звук [с].
Второй вариант. Если услышишь в слове (слоге) звук [с], нанижи бусинки синего цвета, звук [с’] — бусинки зеленого цвета.
Автоматизация звука [ц]
Цыпленок
Игровое поле заламинировано, на нем изображен цыпленок. Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки». Обратный ход игры: ребенок стирает мягкой стороной фломастера «зернышки», показывая, сколько склевал цыпленок.
Инструкция
Первый вариант. Цыпленка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].
Второй вариант. Цыпа быстро склюет зернышки, если услышит в словах звук [ц].
Автоматизация и дифференциация звуков [з], [з’]
Комары
По игровому полю хаотично расположены изображения больших и маленьких комаров. Понадобятся вырезанные круги синего и зеленого цвета. При автоматизации звуков ребенок во время произношения слов или слогов «ловит комаров», закрывая их вырезанными кругами. При дифференциации звуков используются круги двух цветов.
Инструкция
Первый вариант. Летом так мешают комары, жужжат з-з-з, да еще и кусаются. Отлови всех комариков, чтобы не мешали нам гулять. Слова с каким звуком нам помогут?
Второй вариант. Маленьких комариков лови зелеными сачками, когда услышишь слова со звуком [з’], больших комаров лови синими сачками, когда услышишь в словах звук [з].
Заяц Нузя
В центре листа изображен заяц Кузя, по углам расположены морковки (в количестве 5 шт.).
Инструкция. Угости Кузю морковкой. Повтори слог (слово) столько раз, сколько морковок в верхнем левом углу.
Автоматизация звуков [л], [л’]
Айболит
Игровое поле заламинировано. На нем техникой аппликации изображены морской пейзаж с корабликом и несколько домиков. Во время произношения слогов (слов) ребенок фломастером проводит линию от кораблика к домику, узнавая, кому помогает доктор Айболит. В названиях птиц и животных, изображения которых появляются из домиков, присутствуют отрабатываемые звуки. Игра начинается со слов: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла- ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту по¬могу».
Инструкция. Узнай, к кому спешит Айболит на помощь? Чтобы проложить курс кораблю, нужно сказать волшебные слова: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла-ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту помогу». Айболит приплыл ко льву, у него болит лапка. Чью лапку будет лечить Айболит?
Луша и Лёня
На листе изображены мальчик Лёня и девочка Луша. Заготовлен комплект картинок на отрабатываемый звук в зависимости от этапа авто-матизации.
Инструкция. Лёня и Луша часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им разобраться. Лушины картинки, — в названии которых есть звук [л], Лёнины, — в названии которых звук [л’]. Разложи картинки со словами: «У Луши лайка, у Лёни лейка».
Учитель-дефектолог Загуста Н.Н.
свернуть