Родительский университет

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Родительском университете»

Государственного учреждения образования

«Средняя школа № 2 г. Столбцы»

 

1.Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Столбцы».

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

  • формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
  • расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
  • овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
  • развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

  • для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
  • для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;
  • для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

  • прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

  • дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Тест для пап и мам

«ЧЕМУ  НАС  УЧАТ  НАШИ ДЕТКИ?»

Хотите ли вы поучиться у своего малыша чему-нибудь? Если вы ещё не определились, то ответьте на вопросы теста, попутно суммируя получаемые баллы (ответ «не знаю» оценивается в5 очков):

  1. На некоторые поступки ребёнка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. «Да»-0, «нет»-10.
  2. Когда вы не знаете, как реагировать, обращаетесь за советом или помощью к другим лицам. «Да»-10, «нет»-0.
  3. Ваша интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании. «Да»-0, «нет»-10
  4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому не рассказали бы. «Да»-10, «нет»-0.
  5. Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребёнке. «Да»-0, «нет»-10.
  6. Вам случается просить у ребёнка прощение за своё поведение. «Да»-10, «нет»-0.
  7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей. «Да»-0, «нет»-10.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют, радуют вас. «Да»-10, «нет»-0.
  9. Вы слишком сильно переживаете, если у вашего ребёнка неприятности. «Да»-0, «нет»-10.
  10. Вы можете отказаться от покупки интересной игрушки для ребёнка, даже если у вас есть деньги, т.к. знаете, что ими забит весь дом. «Да»-10, «нет»-0.
  11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент-ремень или другое физическое наказание. «Да»-0, «нет»-10.
  12. Ваш ребёнок именно такой, о котором вы мечтали. «Да»-10, «нет»-0.
  13. Ваш ребёнок доставляет больше хлопот, чем радостей. «Да»-0, «нет»-10.
  14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям и поведению. «Да»-10, «нет»-0.
  15. У вас конфликт с собственным ребёнком. «Да»-0, «нет»-10.

Итак:

     100-150. Да вы педагог-самородок! Ваши взгляды и поведение помогают вам щёлкать воспитательные «орешки» в два счёта, Вы всегда правильно понимаете своего малыша, вы терпимы к его выходкам, открыты и мудры. Чтобы стать по истине идеальным, вам не хватает мелочи - перейти от теории к практике и почаще интересоваться мнением самого ребёнка. Рискнёте?

50-99. Путь к пониманию собственного отпрыска для вас представляется тернистым и ухабистым. Но идите смелее, вы на правильном пути! А трудности вы сможете преодолеть, начав с себя: возьмите, наконец, на себя ответственность за решение вопросов, которые может решить только взрослый человек. Постарайтесь не искать оправдания в нехватке времени или в «испорченной наследственностью»  натуре ребенка, и тогда все обязательно получится.

0-49.   Бедный ребенок! Вы совсем не помогаете ему приобрести жизненный опыт. Представьте, что вы вместе с ним поднимаетесь в горы (и это не самый легкий подъем): без вашей помощи ребенку просто не обойтись. Если вы действительно хотите сделать для него что-то хорошее, попробуйте измениться: учитесь, советуйтесь, обращайтесь к специалистам и, конечно, к самому ребенку, и тогда сами незаметно подниметесь над собой.

       ЧЕМУ  ЖЕ  МОЖНО  НАУЧИТЬСЯ У   РЕБЕНКА ?

 ПРИЗНАНИЮ, ЧТО  НИЧЕГО  НЕ  ЗНАЕШЬ.  Когда ребенок чего-то не знает, он не напускает важный и строгий вид, а простодушно это признает и спрашивает у нас. Взрослые безоговорочно считают себя умнее детей. На самом деле,  у нас всего лишь больше знаний и опыта, а не ума, а тем более мудрости и доброты. Мы можем лишь  помогать детям расти и будить в них интерес к обучению.

ТВОРЧЕСТВУ. Из-за стереотипов мы не видим новых путей развития. Прекрасный способ их разрушить или хотя бы ослабить – общение с детьми. «Все мы гении, пока нам не исполнится 10 лет» -  говорил Честертон. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью их жизни, позволяют детям оставаться творцами и тогда, когда они подрастут.

ФАНТАЗИИ. Трудно представить не фантазирующего, не рисующего, не придумывающего что-то ребенка. К сожалению, фантазии взрослых -  это планы на жизнь, бизнес-проекты, в лучшем случае мечты. Способность же возвращаться в детскую страну фантазий не только великолепная возможность отдохнуть, но и колоссальный толчок к развитию.   

УМЕЮ  БЫТЬ  СЧАСТЛИВЫМНИ. Вспомните, когда вы в последний раз были безмятежно счастливы? Когда вас не гложили предательские мысли о том, что вам не хватает для полного блаженства? Взрослые перебирают в памяти прошлое, постоянно заглядывают в будущее, делают работу, которая не приносит им радости. Ребенок же всегда готов к счастью, потому что живет происходящим здесь и сейчас и радуется простым, естественным вещам.

ОТКРЫТОСТИ.  «Закрытые двери» в сердце взрослого – в какой-то степени необходимая и вынужденная мера. Но постоянная закрытость приводит к мрачному восприятию мира и себя в нем. И отношение к такому человеку со стороны мира соответствующее. Маленький же человек с радостью впитывает окружающее, и поэтому мир для него открыт.

ЕСТЕСТВЕННОСТИ. Поведение взрослых во многом неестественно: мы скованы правилами, привычками, установками, комплексами, законами, обязательствами. Безусловно, они нужны. Но попробуйте хоть иногда вспоминать о том, что вы тоже были детьми, и тогда вам легче будет считаться с выбором ваших детей.

УМЕНИЮ  ПРОЩАТЬ.  Бывает, накричишь, даже шлепнешь, а можно было просто пошутить, не заметить или объяснить спокойно. Используешь «право сильного», оправдываешься усталостью и тем, что боишься за его же, глупого. Только потом кошки на душе скребут… А ребенок, как ни в чем не бывало, подойдет с чем-то новеньким или просто обнимет. Он не ждет извинений, он простил до того, как мы поняли, что обидели его.

БЕСКОРЫСТНОЙ  ЛЮБВИ.   Дети любят родителей не за хорошее поведение, успехи, даже не за подарки или вкусности, а просто за то, что мы есть. Они не одергивают, не указывают на наши недостатки. Они всегда готовы видеть в нас только самое лучшее.

 

   РОЛЬ   ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО  ПРИМЕРА РОДИТЕЛЕЙ   В  ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ

                                                                            Поступки говорят больше, чем слова.

                                                                            Английская пословица.

         Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь  --   развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

        Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей  и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с  таким же вниманием и участием отнесутся  к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

        Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

        В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно. Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

        Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели  -  ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

         Если вы не хотите, чтобы ваши дети пристрастились к алкоголю или сигаретам, прежде всего сами избавьтесь от своих вредных привычек. Все остальное  -  требования, угрозы, просьбы, уговоры  -  влияет на выбор детей гораздо меньше. Если вы не отказываетесь от своих пристрастий, помимо привычки слепо подражать вам дети приобретут искаженное понимание об этих пагубных пристрастиях и их месте в жизни. Например, позволяя себе принимать чрезмерные дозы спиртного и на следующий день страдать от похмелья, вы приучаете своих детей к мысли о том, что подобные злоупотребления являются своеобразной формой разрядки и дозволенным развлечением, которое свойственно жизни взрослого.

      Сознательное отношение родителей к своим домашним обязанностям помогает привить его и их детям. Людям, которые пренебрегают работой по дому или ссорятся из-за ее распределения, гораздо труднее приучить к ней своих детей, чем тем, кто изо дня в день выполняет ее спокойно и радостно, не делая из этого проблемы.

    

Правила общения с подростками

       -  Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви до ненависти толь один шаг, не делайте необдуманных шагов!

        - Не унижайте своего ребенка, особенно в присутствии его друзей. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете вы.

       - Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

       - Не налагайте запретов. В природе подростка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Лучше пользоваться ограничениями.

       - Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки. Дайте возможность подростку проявить самостоятельность.

       - Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

       - Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше чем, если над ним будут смеяться другие люди.

        - Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

        - Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

 

         ЗАКОНЫ    РОДИТЕЛЬСКОЙ     ИСТИНЫ

      Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

        Закон 1.  Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви до ненависти толь один шаг, не делайте необдуманных шагов!

        Закон 2.  Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете вы.

        Закон 3.   Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

        Закон 4.    Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

        Закон 5.   Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки. Дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

        Закон 6.   Не идите наповоду у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

        Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше чем, если над ним будут смеяться другие люди.

        Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

        Закон 9.  Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

        Закон 10.  Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а как много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка и для вас, родители!