День Конституции Республики Беларусь

15.03.2023

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. В Конституции заложены основы регулирования правовой, политической и экономической системы государства. Основной Закон закрепляет неотъемлемые права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Положения Конституции находят свое развитие в текущем законодательстве.

Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года). В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции. Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября  2004 года. Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года. № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования. 27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Данные изменения вступили в силу 15.03.2022.

В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание"). В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей. Важнейшей конституционной нормой является положение статьи 2, определяющее иерархию ценностей в стране. Согласно данной статье человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и цель общества и государства. К числу основных принципов, пронизывающих нормы Конституции, следует отнести: верховенство права; гарантию и соблюдение прав человека и гражданина; демократический порядок формирования органов власти.

Конституция воплотила в себе исторический опыт становления белорусской государственности. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

    Основные направлениях конституционных преобразований.

  1. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
  2. Конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции).
  3. В Конституцию включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей (преамбула, статьи 15 и 54).
  4. Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально- экономических возможностей государства. Трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении своего жилья остались неизменны. Однако особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о  пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47).

Не менее важным конституционным посылом является повышение социальной ответственности  каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).

Кроме того, с учетом произошедшего научно-технического прогресса государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51).

Особо подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.

С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).

  1. В основе Конституции – баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране ставит задачу поиска новых решений, направленных на обеспечение равновесия власти, нейтрализации возможности усиления (ослабления) каждой из ее ветвей.

Всебелорусское народное собрание – это сложившаяся и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.

Собрание, сформированное на демократических началах, должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе:

принимать основные стратегические и программные документы

страны (предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

предлагать проведение республиканского референдума;

предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;

рассматривать вопрос о легитимности выборов;

принимать решение об импичменте Президенту;

вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;

рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной  избирательной  комиссии. Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.

Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.

Определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами Собрания.

Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.

Любая социальная система в период развития и переформатирования наиболее уязвима к внешнему воздействию, государство не исключение. Чтобы обеспечить одновременно развитие экономической, политической систем и сохранение национальной идентичности, суверенного государства необходим институт, который бы выступил гарантом успешной трансформации. Таким институтом призвано стать Всебелорусское народное собрание как высшая форма народовластия. Наделение его полномочиями в сфере поддержания безопасности государства позволит создать зонтичные механизмы защиты государственности, распаковав при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политических систем.

  1. Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания,  изменяются  полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.
  2. Изменения в деятельности Парламента и Правительства.

Для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получат новые контрольные полномочия, будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).

  1. Определенные изменения в отношении системы местного управления и самоуправления:

как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);

из Конституции исключаются положения, предусматривающие

конкретное указание на виды административно-территориальных единиц.

усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).

  1. Изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:

конституционно закрепляется статус  Центральной избирательной   комиссии и  изменяется  порядок  ее формирования

снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан

урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных  Советов  депутатов  

сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);

сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).

Кроме того, уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).

  1. Конституционные положения предусматривают следующие изменения в судебной системе:

изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);

существенное повышение статуса и значения органа конституционного правосудия – Конституционного Суда (статьи 116 и 1161).

Таким образом, Конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:

сильное государство;

социально-ориентированная рыночная экономика;

традиционные христианские ценности.