Страничка учителя-дефектолога

                   ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ

 Дисграфия — нарушение письма — составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие, «сине» вместо синеет, появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл, перестановки букв или слогов, например «тко» вместо кто, «онко» вместо окно, «на девере» вместо на дереве и т. п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «отка» вместо утка, «ола» вместо юла, «моёт» вместо моют; звонкие и глухие согласные: «трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький и т. п.; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки, «сустрый» вместо шустрый и т. п.; свистящие, шипящие и аффрикаты: «тяйка» вместо чайка, «шулки» вместо чулки, «куриса» вместо курица, «чепки» вместо щепки и т. п.

Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо пятка, «тортая» вместо тёртая. Логопеду не следует смешивать ошибки типа «пьятка», «мьата» вместо пятка, мята с ранее указанными. В данном случае ребенок понимает и различает твердое и мягкое звучание согласного, но неправильно обозначает мягкость согласного на письме.

Как показала практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка», или «рика» проверяя «ричушка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и сс, отсюда ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, «сыпал» вместо ссыпал, не видят различия в звуковых сочетаниях: тя—тья, ря—ръя и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.

На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв б—д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (б д з ц щ), элемент, опускающийся ниже строчки (д, б), встречается чаще, чем верхний элемент буквы б, а изначально написание букв б и д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы д.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, например: «Мой папа тоже... (работает) водителем», «На полянках, пригорках уже зазеленела... (трава)», «Черепаха дает золотой Буратино ключик» вместо «... дает золотой ключик Буратино». Во всех трех случаях нарушилась структура предложения, что повлияло на их смысл.

Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием — приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красный платье» или «у меня нет красная платий», «пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: «пошли с корзинки», «катались на санки». Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи.

Ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения.

Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.

Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, логопед создает базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например, логопед вводит понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляет работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно он включает задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, логопед дает понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, логопед не игнорирует тему «Безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударный гласный в корне слова, необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».

Логопед параллельно с коррекционными задачами выявляет зону ближайшего развития детей, воспитывает у них чувство языка и при планировании занятий учитывает эти задачи.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.

 

График

проведения консультаций для законных представителей обучающихся, педагогов учителями-дефектологами

в 2023/2024 учебном году

Ф.И.О.

День и время приема

1.

Загуста Наталия Николаевна

Последний вторник каждого месяца 14.00-15.00

2.

Бондарович Виолетта Ярославовна

Последний понедельник каждого месяца 14.40-15.40

3.

Старовойтова Людмила Георгиевна

Понедельник 10.00-11.00

Архив 2022/2023 учебный год

развернуть

Становление функций речи человека

Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со сти­лем их общения с матерью.

В речи можно выделить ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе неодновременно. По мере разви­тия ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них сохраняется на всю жизнь, посте­пенно усложняясь и совершенствуясь.

Периоды развития речи

                  1-й  период - до рождения ребенка

Восприятие чужой речи. Находясь в утробе матери, дети хорошо слышат и ее и окружающих. Есть мнение, что в это время речь активно записывается в банк памя­ти ребенка, подобно тому, как любой звук фиксируется на магнитной ленте: быстро, без искажений и без осмыс­ления. Эту версию поддерживают не все специалисты, однако практически все считают, что взрослым надо об­щаться с неродившимся ребенком (вступать с ним в кон­такт вербальными и невербальными способами), тогда его развитие будет более благоприятным.

Становление собственной речи. До рождения дети ни­каких звуков не издают, но, даже родившись недоно­шенными, умеют кричать и плакать.

                2-й период - от рождения до 4 месяцев

Восприятие чужой речи. В это время идет активное поступление речи в банк памяти. Чтобы запись была полноценной, взрослые говорят в нормальном ритме и темпе, соблюдая общепринятые литературные нормы. Мозг ребенка фиксирует не только слова, но и мелодику речи, которая позже остается как национальный акцент.

Становление собственной ре­чи. С первой минуты после рождения ребенок, даже глубоко недоношенный, начинает общаться с другими людьми и в первую очередь с матерью. Единствен­ными доступными ему способами общения являются плач и крик. О речевой функции крика неоднократно говорил Л.С. Выготский. Он подчеркивал, что крик представляет собой целую мысль. Он призван информировать взрослого о неблагополучии и управлять его поведением (по­дойди, накорми, смени пеленки, возьми на ручки).

Развитие речи тормозится, если мать придерживается прин­ципа не подходить к кричаще­му ребенку, чтобы не приучать его к рукам. Потребность в ма­теринском внимании выражена у младенца очень сильно. До рождения он ощущал мать всей поверхностью тела, слышал ее голос, биение сердца, разные звуки в кишечнике, и вдруг все мгновенно исчезло. Ребенок ока­зался в незнакомой среде. Ему страшно, он призывает мать криком, и та должна немедлен­но оказаться рядом. В этом слу­чае собственная речь ребенка, хоть и простая по форме, при­обретает важный смысл: с ее по­мощью он может обратиться к матери и получить ее защиту. Если она на призыв не реагиру­ет, речь лишается смысла, ста­новится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.

                  3-й  период - от 4 до 10 месяцев

Восприятие чужой речи. Запись речи продолжается по прежнему механизму, поэтому к речи взрослых предъявляются те же требования.

Инновация. Ребенок начинает соотносить отдельные слова с объектами реального мира. Значит, для его нормального развития взрослые должны называть все окружающие объекты и проговаривать все свои действия.

Становление собственной речи. Звуковое разнообразие речи становится богаче. Сохраняются ее прежние функции — информирование о неблагополучии и управление поведением взрослых. Добавляются новые — сообщение о приятных моментах. Управление поведением взрослых способствует формированию таких ценных качеств личности, как воля, умение выразить свои желания, способность настоять на своем.

Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут выполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация станет бесполезной, а плач для привлечения внимания к неблагополучию приобретет нежелательные оттенки (на­зойливость, чрезмерную требова­тельность, истеричность или бес­силье). Из-за этого в характере ребенка закладываются такие не­желательные черты, как беспо­мощность, грубость, озлоблен­ность, бессердечие. Их основой являются недоверие к взрослому и страх перед миром.

                    4-й период - от 10 месяцев  до 3,5 лет

Восприятие чужой речи. Речь взрослых должна стать более медленной и четкой. Одни и те же фразы необходимо прогова­ривать несколько раз. Это облег­чает их запись в банк памяти. При частом использовании дет­ских вариантов слов они запо­минаются вместе с правильны­ми, и позже ребенку придется дифференцировать их самому.

Инновации. Во-первых, это превращение слов из звукового раздражителя в символ (код) ре­альных объектов. Символьное значение слов закрепляется за счет активного привлечения ре­бенка к различным действиям: Покажи кису; Покажи как птичка летает.

Во-вторых, к 3,5 годам появля­ется возможность управления по­ведением ребенка с помощью сло­ва. Если на первом году жизни он реагировал только на физические и эмоциональные раздражители (тихогромко, нежногрубо), то теперь возникает смысловое  восприятие. Поэтому важней­шим условием является сообще­ние только той информации, в истинности которой ребенок мо­жет убедиться самостоятельно. Использование поощряющих и запрещающих слов без подкреп­ления реальными событиями де­лает невозможной связь «код — событие» и, как следствие, ве­дет к отрыву речи от реальнос­ти. В памяти ребенка слова со­бытия окружающего мира начинают существовать сами по себе. Последствия бывают тяжелыми.

Становление собственной ре­чи. В этот период ребенок ак­тивно осваивает язык. В 10— 12 мес. он произносит отдельные слоги и слова, к 3 годам форми­руется фразовая речь. Слово окончательно приобретает фун­кцию символа, и ребенок начи­нает пользоваться им самостоя­тельно.

Успешность этого процесса зависит от активного общения с близкими. Чтобы помочь ребен­ку, взрослый своим поведением показывает, как ему это прият­но и интересно. Собеседники об­щаются глазами, сопровождают речь улыбкой и другими невер­бальными реакциями: это помо­гает ребенку овладевать речью. Ее формирование нарушается, если мать слушает ребенка с каменным выражением лица и быстро прерывает общение.

Кроме того, важен правиль­ный выбор тем для разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только о себе и о самом ближнем окружении.

                   5-й период  - от 3,5 лет  до 7 лет

Начиная с этого периода, восприятие чужой речи (общение) и становление собственной идут параллельно.

Инновация. В 5-й период происходит становление разговорной речи. Важнейшей предпосылкой является формирование к концу 4-го периода понятия «Я» и чувства собственности. Любой диалог подразумевает поляризацию: Это я, а это ты. Без ощущения себя как самостоятельной личности ребенок разговорную речь не освоит.

«Свое» — это территория, где человек находится под защитой. Чтобы чувствовать себя уверенно, в «своем» нуждается не толь­ко малыш, но и взрослый. Без «мое» нет «Я». Следовательно, главным фактором, тормозящим развитие речи на данном этапе, служит несформированность понятий «Я» и «мое». Это происходит, если взрослые под пред­метом хорошего воспитания ли­шают ребенка права:

  • высказывать свои мысли (Помолчи; Не перебивай взрос­лых, когда они разговаривают; Успокойся);
  • иметь свое место в про­странстве (Не бегай; Посиди спо­койно; Не бери без моего разре­шения);
  • иметь свое место в социу­ме (Раз пришли гости, уйди в свою комнату; Не приводи сво­их друзей);
  • иметь свою собственность (Отдай ему машинку, он тоже хочет поиграть; Какой ты жад­ный).

На первый взгляд может по­казаться, что отказ от назиданий нарушит формирование дисцип­лины. Однако психологи неод­нократно подчеркивали, что пря­мые запреты никогда не давали положительных результатов. Искусство воспитания заключается в умении сделать так, чтобы ре­бенку самому захотелось следо­вать общепринятым нормам, а это бывает в том случае, если он чувствует уважение со стороны взрослого. Ребенок знает, что его не прервут, не продемонстриру­ют его глупость, извинят за не­вольные ошибки. Он доброволь­но посидит тихо и не будет вме­шиваться в разговор, если имеет собственные интересные дела и совершенно уверен в любви взрослых. Систематически нару­шает правила поведения тот, кто изо всех сил пытается отвоевать себе место в социуме и в про­странстве, а взрослые, под видом воспитания, методично разрыва­ют все связи, которые он пыта­ется установить.

Из других факторов, негатив­но влияющих на формирование речи, можно назвать следую­щие:

— взрослые много рассказы­вают и читают, но не дают возможности говорить ребенку, не выслушивают его;

— если ребенок по своей ини­циативе пытается завязать раз­говор, его слушают со скучаю­щим или раздраженным выра­жением лица, смотрят мимо, подчеркивают примитивность его суждений, не помогают взглядом при возникновении затрудне­ний.

При нормальном общении на 4-м году жизни формируется до­статочно богатая речь и привыч­ка смотреть собеседнику в гла­за, реагируя на невербальные сигналы. Детям, лишенным лич­ных прав, присуща отрывочная речь, обилие звукоподражатель­ных слов, назойливость, непри­ятное поведение.

Управление поведением дру­гих людей сохраняется, но внеш­не оно должно претерпеть суще­ственные изменения. Если ранее ребенок имел право выражать свои желания криком, то теперь предметом особой заботы взрослых становится обучение его просьбе, обоснованию, доказа­тельству.

Очень важен правильный вы­бор тем для разговора. Круг ин­тересов ребенка быстро расширя­ется. Его начинают интересовать глобальные проблемы: как мы растем, как появился первый че­ловек на Земле, где кончается Вселенная. Если взрослые про­должают говорить только о бли­жайшем окружении (что ел, как спал и т.д.), нарушается станов­ление мыслительных процессов и, как следствие, тормозится раз­витие речи. Через несколько лет интерес к подобным вопросам сам заменяется школьными и житейскими проблемами.

Как следствие вышесказанно­го, меняется информационная функция речи. На 5-м году жиз­ни ребенка можно начинать обу­чать без опоры на наглядность, передавая знания об объектах, с которыми он никогда не встречал­ся. Взрослым следует с интересом выслушивать собственные умоза­ключения ребенка об общих зако­номерностях и скрытых (не вос­принимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.

Наконец, еще один важный фактор, который должен по­явиться на 4-м году жизни, — это сверстники. По сравнению со взрослыми, разговаривать со сверстниками и легче и труднее. Чтобы товарищ понял желаемое, ребенок старается делать речь более ясной и четкой. Совершен­ствуются способы общения: то­варищ не обязан тебе подчинять­ся, но и командовать не имеет права — оба равны. В то время как по отношению к взрослому ребенок занимает подчиненное положение.

                     6-й период  -  после 7 лет

В этот период совершенству­ются и усложняются все функ­ции, возникшие ранее.

Инновация. Часто возни­кает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.

Когда дети сталкиваются с ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные зада­чи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать мо­рально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений. Уважая ребенка, он сохраняет за ним право на ошибку.

Развитие речи нарушается, если у ребенка нет ни­каких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренирует его самостоятельность. Некоторые просто не выносят активности ребенека порицают за допущенные ошибки, требуют совершения действий только по своему указанию (Не делай, пока я не скажу; Разве я тебе разрешила?).

                         7-й период - после 12 лет

Инновация. Если на предыдущих этапах речь формировалась нормально, после 10—12 лет слово становится инструментом словесно-логического мышления. Данная функция возникает в онтогенезе последней. Ее зачатки видны ранее, но теперь человек должен пользоваться ею постоянно.

К нарушению формирования словесно-логического мышления предрасполагают следующие условия:

  • преобладание в школе словесных методов обучения (учитель — книга — Интернет) и репродуктивных форм организации педагогического процесса (лекция — семинар — реферат);
  • малый удельный вес поисковых методов обучения;
  • минимальное количество лабораторных и практических занятий;
  • отсутствие необходимости пользоваться логическим мышлением для получения новых знаний.

Положение усугубляется, если аналогичные условия создаются и дома: родители не озабочены проблемными ситуациями, и даже стараются решить их вместо ребенка, лишают его права на ошибку и возможности проверить истинность своих умозаключений на практике. При таком воспитании одни дети становятся пассивными и безынициативными, другие — агрессивными и грубыми. Ребенок не учится думать. Торможение развития внутренней речи неизбежно тормозит и внешнюю.

                             Инволютивный период

Распад речи в пожилом возрасте происходит в обратном порядке. Вначале исчезает способность к словесно-логическому мышлению. Позже человек перестает воспринимать новые зна­ния, преподнесенные в вербаль­ной форме.

Возрастная деградация дела­ется явной, когда исчезает воз­можность управления поведени­ем человека со стороны других людей. Вскоре может потерять­ся связь между словом и объек­том; человек станет забывать слова, путать их значение. По­том он перестанет узнавать лю­дей и предметы; объем активно­го словаря сократится вплоть до полной потери речи.

На последней стадии онтоге­неза человек может утратить членораздельную речь и снова, как на первом году жизни, из­давать отдельные звуки, у кото­рых сохраняются две исходные функции: информация близких о своем состоянии и просьба о помощи. И наконец, сознание отключается.

Развитие речи в дошкольных учреждениях

Осуществлять работу по развитию речи в дошкольном учреждении сложнее, чем в домашних условиях. Такие распространенные методы, как описание объекта, рассказ по картинкам и пересказ, обладают общим принципиальным недостатком: они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью можно «поставить звуки», но трудно развить эмоциональную, яркую, образную речь. У нее исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребенка. Развивающий эффект этих методов ниже, чем у живого диалога. У воспитателя же нет возможности общаться с каждым ребенком по нескольку часов в сутки. Поэтому так необходимо взаимодействие педагогов с родителями и активное вовлечение их в образовательный процесс.

Как любая другая функция речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мать не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятнее общаться не с ним, а с подругами и родственниками, его речь будет не полноценной. Дефекты звукопроизношения — еще не катастро­фа, их исправит логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмо­ционально бедной, фрагментар­ной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подра­жаниями и междометиями. Са­мое же страшное, если к подрост­ковому возрасту она не станет ин­струментом мышления, и лич­ность ребенка будет существен­но обеднена.

Основные по­ложения о становлении функ­ции речи:

  • В онтогенезе становление функций речи происходит в оп­ределенной последовательности.
  • Каждая функция, однаж­ды возникнув, сохраняется на всю жизнь. При этом в эволютивном периоде она развивается, усложняется и совершенствуется, в инволютивном распадается и выключается.
  • Для успешного формирования речи ребенка в каждом взрослом периоде взрослые должны создавать необходимые для этого условия.

                                                               Учитель-дефектолог ПКПП Загуста Н.Н.

свернуть

Архив 2021/2022 учебный год

развернуть

Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приемов

Автоматизации звуков — один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. Эти игры позволяют  добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.

Варианты предлагаемых игровых сюжетов отличаются разнообразием, и по тематике соответствуют акустическим ассоциациям ребенка. Ему предлагают покормить голодного щенка, помочь кенгуренку найти свою маму, представить себя капитаном корабля, который спешит на помощь доктору Айболиту. Закрепляя произношение свистящих звуков, можно отталкиваться от следующих образов: [с] —- «бежит вода из крана», «едут санки с горки» «кто-то идет по снегу», «соловей поет песни», «стрекоза машет крыльями», «стрекочет кузнечик». Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р’] могут сопровождаться такими звуковыми сравнениями: «раскаты грома», «старт космической ракеты», «щенок Рекс просит косточку»^.

В процессе игры у ребенка появляется возможность проявить свои лучшие личностные качества, задействовать работу речедвигательного, ре-чеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь ускоряет процесс введения звуков в речь. Активное использование ребенком двигательного анализатора необходимо, когда ребенок перемещает фигурки по игровому полю или добавляет элементы к рисунку или, наоборот, стирает с игрового поля «отработанные» изображения.

Игровые пособия отличаются простотой и доступностью, их подготовки. Игровое поле — это лист альбома или картона фор-мата А4, элементы «декорации» вырезаются из цветной бумаги, картона или изображаются в упрощенно-графическом стиле толстым фломастером и располагаются на игровом поле. В некоторых случаях игровое поле ламинируется или помещается в прозрачную папку- файл, на поверхности которого маркером на водной основе добавляются нужные изображения. По ходу игры ребенок стирает их мягкой стороной маркера. В качестве персонажей используются мелкие игрушки по тематике.

Автоматизация звуков [р], [р’] в слогах, словах, предложениях

Кенгуренок

Понадобится игрушка кенгуру с кенгуренком из «киндер-сюрприза». В правом нижнем углу игрового поля изображена пальма, к ней в виде линий и кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке фигурка кенгуренка останавливается, и ребенок проговаривает нужную лексическую единицу.

Инструкция. Кенгуренок потерял маму. Он сможет найти ее, пройдя этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуками [р], [р’]. Начинать игру со слов: «Мама Ру, мама Ру, все равно тебя найду». В конце игры появляется фигурка мама Ру.

В зависимости от задач инструкция изменяется.

Гром и молнии

Понадобятся файл, фломастер на водной основе, вырезанное изображение солнышка. Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображены тучи. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.

Инструкция. В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно и мы сможем нарисовать молнии.

Щенок Рене

Понадобятся фигурки собаки и щенка. На игровом поле расположены изображения косточек. При отработке произношения ребенок передвигает любую фигурку от косточки к косточке, «угощая щенка». При произношении твердого звука [р] ребенок «угощает» большую собаку, мягкого [р’] —- щенка. При отработке других групп звуков достаточно поменять клички собаке и щенку.

Инструкция. Щенок Рекс давно не ел и проголодался. Угости его косточкой. Рекс так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пес Ар

темой. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук [р] — угощаешь Артемона, звук [р’] — Рекса.

Рыбки

Понадобятся вырезанные фигурки рыбок синего и зеленого цвета. На игровом поле изображен водоем (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребенок, произнося слово, помещает в пруд рыбку одного цвета, при дифференциации — рыбок двух цветов.

Инструкция. Решили рыбки отправиться в путешествие и заблудились. Помоги им вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться в озеро, если ты правильного проговоришь слова.

Космодром

Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [Р’]. Игровое поле расположено по вертикали и оформлено под «звездное небо». Понадобятся вырезанные из картона фигурки ракет. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в слогах, словах, двигая при этом фигурки ракет по игровому полю.

Инструкция. На космодроме стартуют ракеты, они поломались и не могут взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произнеси р- р-р, затем договори слово.

Автоматизация звука [ж]

Жук

Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова (слога) нарисуй жуку на спинке кружочки.

Бабочка

Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип тот же, что и в игре «Жук».

Автоматизация звуков [ш], [щ]

Ежик

Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой ежик без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ежику иголки.

Инструкция. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ежик под кустом и вздыхает [ш-ш-ш]. Нужно вылечить ежика и вернуть его иголочки. Вспомни и произнеси слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребенок повторяет слово только со звуком [ш], подрисовывая после этого ежику иголки.

Шарики

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изображены воздушные шары синего и зеленого цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребенок подрисовывает к шарикам ниточки.

Инструкция. Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки «Привяжи» ниточки к шарикам,   чтобы они не  улетели.  Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесешь звук.

     При дифференциации [ш], [щ] ниточки  «привязываются» к  синим или зеленым шарам.

Автоматизация и дифференциация звуков [с], [с’] Чьи следы?

Игровое поле оформлено под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребенок, проговаривая слова или слоги, передвигает игрушку по следам и узнает, кто прячется за “деревом. Перед тем как фигурке (картинке) появиться, произносятся слова: «Кто за деревом сидит, покажись, появись?» Появляются фигурки (картинки), в названии которых присутствует отрабатываемый звук. Ребенок определяет место звука в данном слове, составляет с ним предложение. Выполняются различные задания по сло-воизменению и словообразованию в зависимости от целей занятия.

Починим кран

Игровое поле помещено в файл, на нем изображен кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются.

Инструкция. Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не бежала, и мама могла отдохнуть.

Саночки

На игровом поле изображена снежная горка, из синего и зеленого картона вырезаны санки. Во время произношения ребенком слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При дифференциации звуков ребенок должен использовать санки нужного цвета.

Инструкция

Первый вариант. Жили-были саночки, все любили на них кататься. Когда санки катились с горки, все слышали с- с-с. Саночкам очень нравился этот звук. Но однажды саночки устали всех катать и перестали скользить по снегу. Какой звук поможет саночкам «вернуть силы»? Вспомни слова (слоги) с этим звуком, и саночки снова покатятся с горки.

Второй вариант. Однажды дети пришли на горку и увидели, что саночки теперь не одни, у них появился младший братец. Катались с горки они теперь по очереди. Услышат в словах (слогах) звук [с], скатываются синие саночки, звук [с’] — зеленые. Слушай внимательно звуки и отгадай, саночки какого цвета покатятся с горки?

Бусы

Первый вариант. На игровом поле изображена нитка с бусами, бусы занимают половину нитки и расположены в определенной цветовой после-довательности. Остальные «бусинки» вырезаны из картона тех же цветов, что и на нитке. При произношении слов (слогов) ребенок выкладывает на нитку вырезанные «бусинки» в нужной цветовой последовательности .

Второй  вариант. При дифференциации звуков задается сине-зеленая цветовая последовательность. Размер и форму «бусинок» можно менять в зависимости от поставленных целей.

Инструкция

Первый вариант. У мамы порвались любимые бусы. ПОМОГИ их собрать. «Бусинки» будут держаться на ниточке, если услышат в словах (слогах) звук [с].

Второй вариант. Если услышишь в слове (слоге) звук [с], нанижи бусинки синего цвета, звук [с’] — бусинки зеленого цвета.

Автоматизация звука [ц]

Цыпленок

Игровое поле заламинировано, на нем изображен цыпленок. Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки». Обратный ход игры: ребенок стирает мягкой стороной фломастера «зернышки», показывая, сколько склевал цыпленок.

Инструкция

Первый вариант. Цыпленка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук [ц].

Второй вариант. Цыпа быстро склюет зернышки, если услышит в словах звук [ц].

Автоматизация и дифференциация звуков [з], [з’]

Комары

По игровому полю хаотично расположены изображения больших и маленьких комаров. Понадобятся вырезанные круги синего и зеленого цвета. При автоматизации звуков ребенок во время произношения слов или слогов «ловит комаров», закрывая их вырезанными кругами. При дифференциации звуков используются круги двух цветов.

Инструкция

Первый вариант. Летом так мешают комары, жужжат з-з-з, да еще и кусаются. Отлови всех комариков, чтобы не мешали нам гулять. Слова с каким звуком нам помогут?

Второй вариант. Маленьких комариков лови зелеными сачками, когда услышишь слова со звуком [з’], больших комаров лови синими сачками, когда услышишь в словах звук [з].

Заяц Нузя

В центре листа изображен заяц Кузя, по углам расположены морковки (в количестве 5 шт.).

Инструкция. Угости Кузю морковкой. Повтори слог (слово) столько раз, сколько морковок в верхнем левом углу.

Автоматизация звуков [л], [л’]

Айболит

Игровое поле заламинировано. На нем техникой аппликации изображены морской пейзаж с корабликом и несколько домиков. Во время произношения слогов (слов) ребенок фломастером проводит линию от кораблика к домику, узнавая, кому помогает доктор Айболит. В названиях птиц и животных, изображения которых появляются из домиков, присутствуют отрабатываемые звуки. Игра начинается со слов: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла- ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту по¬могу».

Инструкция. Узнай, к кому спешит Айболит на помощь? Чтобы проложить курс кораблю, нужно сказать волшебные слова: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла-ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту помогу». Айболит приплыл ко льву, у него болит лапка. Чью лапку будет лечить Айболит?

Луша и Лёня

На листе изображены мальчик Лёня и девочка Луша. Заготовлен комплект картинок на отрабатываемый звук в зависимости от этапа авто-матизации.

Инструкция. Лёня и Луша часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им разобраться. Лушины картинки, — в названии которых есть звук [л], Лёнины, — в названии которых звук [л’]. Разложи картинки со словами: «У Луши лайка, у Лёни лейка».

 

                                              Учитель-дефектолог  Загуста Н.Н.

свернуть

Архив 2020/2021 учебный год

развернуть

Развитие пространственных представлений у детей 5-6 лет

Знакомя ребёнка 5-6 летнего возраста с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали. Время от времени просите ребёнка вспомнить, что находится в разных комнатах вашей

квартиры и как вещи расположены относительно друг друга, вместе устройте небольшую перестановку в комнате. По пути в детский сад, школу обратите внимание малыша на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать, где вы шли, по памяти. Гуляя по знакомым маршрутам, предложите довести вас до почты или аптеки. Очень важно научить ребёнка объяснять путь другим людям. Умение кратко, чётко и понятно объяснить дорогу требует тренировки.

Обратите внимание ребёнка на тот факт, что с более высокого положения можно увидеть более удалённые объекты, охватить взглядом более широкую панораму. Вспомните вместе слова девочки Маши из сказки «Маша и медведь»: «Высоко сижу, далеко гляжу».

Вместе выучите свой домашний адрес: страна, город, название улицы, номер дома и квартиры, подъезд и этаж. Обратите внимание ребенка на схемы, которые можно увидеть при входе в парк, в зданиях (схема этажа для эвакуации), в транспорте (схемы маршрута следования). Научите читать эти схемы, используя данную в них информацию в практических целях.

Познакомьте ребёнка с картой города, вместе найдите на ней улицу, на которой живёте, парк, в котором гуляете и другие интересные и знакомые объекты.

Гуляя на природе - в парке, в лесу, - познакомьте ребёнка со сторонами света: объясните, что солнце встаёт на востоке, а садится на западе; покажите ему компас и научите им пользоваться. Используя компас, можно поиграть в пиратов: закопать в определённом месте «клад» и нарисовать карту с указанием объектов-ориентиров и сторон света.

Чтобы воспитать у ребёнка более широкий взгляд на пространство и, соответственно, на мир в целом, полезно в интересной и познавательной форме дать основы исторических и географических знаний. Помимо предлагаемых заданий в этом вам помогут познавательные фильмы и книги.

Загуста Н.Н., учитель-дефектолог ПКПП

свернуть

Архив 2019/2020 учебный год

развернуть

Дисграфия

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в школе, и Вы заметили, что он допускает много нелепых ошибок в прописях, домашних тетрадях? Особенно Вас беспокоят те ошибки на письме, которые не связаны со знанием правил орфографии. Обратите особое внимание на большое количество «непонятных» для Вас ошибок:

  • ребенок пропускает гласные или согласные буквы (часы — чсы, уха — ух, диктант — дик ант);
  • пропускает целые слоги (медвежата — медвета, одуванчики — одуванки);
  • все слова в предложении пишет слитно (выпал первый снег — выпалпервыйснег);
  • заменяет согласные (труд — друд, чайка — щайка);
  • некоторые буквы пишет в другую сторону, зеркально, не дописывает ее элементы;
  • переставляет буквы или слоги (тарелочка — талоречка).

Вам кажется, что такие ошибки связаны с личностными качествами ребенка: не-внимательностью, ленью, небрежным отношением к работе или его нежеланием учиться. Такое мнение — большое заблуждение. Подобный вид ошибок свидетельствует о речевом нарушении у ребенка, которое называется дисграфия (от греческого «дис» — нарушение, «графо» — письмо).

Безусловно, Вам хочется помочь своему ребенку избавиться от этой проблемы, но Вы не знаете как. На практике в качестве работы над ошибками детям предлагают слова, в которых сделана ошибка, прописывать 2—3 строчки. В других случаях для преодоления дисграфии рекомендуют каждый день писать по несколько диктантов или переписывать бесконечное количество раз домашнюю и классную работу до тех пор, пока в них не будет ошибок. Но такие меры не только не повысят грамотность ребенка и не ликвидируют его проблемы, а, наоборот, усугубят имеющуюся ситуацию: речевые проблемы останутся, а у ребенка разовьется негативное отношение к русскому языку и к учебной деятельности в целом!

Необходимо помнить, что дисграфия не проходит сама собой, ее нельзя «перерасти» и т. д. Она является серьезным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка. Поэтому специфические затруднения в овладении письмом являются поводом для обращения за помощью логопеда, посещения Вашим ребенком коррекционных занятий на базе учреждения образования.    

Загуста Н.Н.

учитель-дефектолог ПКПП

свернуть